Главная / Газета 22 Сентября 2008 г. 00:00 / Культура

Фестивальная лихорадка

В Санкт-Петербурге и Москве пройдет целая серия театральных смотров

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Этой осенью в Северную столицу съедутся ведущие театры континента – из Варшавы, Берлина, Риги, Хольстебро. Руководитель Александринки Валерий Фокин пригласил на открывшийся недавно III фестиваль «Александринский» национальные театры самых сильных театральных держав – Германии и Польши. А старейший питерский фестиваль «Балтийский дом», выбрав тему «Анатомия театра», пригласил экспериментальные спектакли, выстроенные с использованием «новых технологий». Но поскольку стоящий в программе финский спектакль «Неизвестный солдат» не поддается транспортировке из родного здания, то фестиваль решил отвезти своих гостей для просмотра постановки Кристиана Смедса в Хельсинки.

Латвийская версия «Сони» (по Татьяне Толстой) станет одним из ключевых спектаклей в Питере.
Латвийская версия «Сони» (по Татьяне Толстой) станет одним из ключевых спектаклей в Питере.
shadow
Театральная жизнь прирастает фестивалями. Скажем, в Москве за три осенних месяца пройдут аж пять международных фестивалей: от детского «Гавроша» до существующей при поддержке администрации президента «Территории». Театральные фестивали множатся и ширятся. К уже зарекомендовавшим себя добавляются новые. И порой кажется, что сейчас фестивали больше отличаются названиями и бюджетами, чем программами, целями и задачами организаторов. Фестивальные афиши дублируют фамилии режиссеров. Несколько лет назад Томаса Остермайера привозил NEТ, в этом году – «Сезоны Станиславского». Красным флагом переходит из рук в руки Йозеф Надж, список можно длить до бесконечности. Выложив рядом программы фестивальных афиш и закрыв названия фестиваля, невозможно угадать: кто именно привез спектакль в этот раз. В сущности, даже соединив все фестивальные афиши Москвы в одну, мы не совершим никакого насилия.

Постоянный оппонент Москвы Санкт-Петербург и в фестивальной практике идет по другому пути. Два его «головных осенних смотра» – «Балтийский дом» и недавно возникший фестиваль «Александринский» – рознятся целями, задачами, вкусами организаторов. И в результате создают объемную картину театральной жизни Европы.

Петербург давно и по праву называют театральной столицей России. Не одна, не две, а сразу несколько мощных и очень разных режиссерских индивидуальностей определяют поле напряжения города. Сложившийся театральный треугольник: МДТ – Александринка – БДТ дает театральной жизни города на Неве привлекательное разнообразие, от которого поотвыкли в Москве. Недаром Питер становится любимым местом гастролей московских театров (в сентябре там одновременно показывали свои спектакли «Ленком» и МХТ имени Чехова).

Эстафету «именитых гастролеров» подхватил берлинский «Дойчес театр», приехавший на III международный фестиваль «Александринский». Худрук фестиваля Валерий Фокин, чье появление очень встряхнуло Петербург, перед началом смотра объяснил, что ему важно приглашать театры-лидеры: «Мне кажется, что те два театра, которые станут участниками нынешнего «Александринского» фестиваля – берлинский «Дойчес театр» и Национальный театр Польши – они действительно наиболее полно отражают европейский театральный контекст». Михаэль Тальхаймер, руководитель «Дойчес театра» несколько лет назад показывал в Москве свой спектакль «Эмилия Галотти» Лессинга, продемонстрировавший новое и убедительное прочтение немецкой классики эпохи Просвещения. В этот раз он привез свою постановку «Фауст. Часть 1» по самому культовому произведению немецкой литературы – «Фаусту» Гете и практически неизвестной в России пьесе Герхарта Гауптмана «Крысы».

Не успеет закончиться фестиваль, организованный Александринским театром, как его сменит традиционный осенний смотр – «Балтийский дом». В программу XVIII фестиваля включены спектакли Люка Персеваля, Алвиса Херманиса, Йонаса Вайткуса, Валерия Фокина, Эуженио Барбы, Кристиана Смедса, Андрея Могучего и других. Открывает фестиваль культовый польский режиссер Гжегож Яжина спектаклем «Джованни» (Театр «Розмайтощи»), в котором соединяет текст «Дон Жуана» Мольера с одноименной оперой Моцарта. Режиссер-теоретик Эуженио Барба покажет свою постановку «Юдифь» (датский «Один Театр» из Хольстебро). Один из самых известных режиссеров Финляндии Кристиан Смедс представлен в афише своей новой работой «Неизвестный солдат» по роману Вяйнё Линна . Сценография спектакля, в котором задействована сложнейшая машинерия, практически не переносима на другие сценические площадки, так что «Балтийский дом» принял решение вывезти гостей фестиваля в Хельсинки. Латвийский режиссер Алвис Херманис покажет в Петербурге свою объездившую весь мир постановку по Татьяне Толстой «Соня». А завершит программу нашумевший в Европе спектакль «Смерть коммивояжера» Люка Персеваля (берлинский театр «Шаубюне»). Каждая работа этого режиссера становится предметом яростных дискуссий на предмет анатомии театра. В этот раз Персеваль будет как никогда уместен: «Анатомия театра» задана как главная тема «Балтийского дома».

Опубликовано в номере «НИ» от 22 сентября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: