Главная / Газета 26 Августа 2008 г. 00:00 / Культура

Классическое наступление

В новом сезоне театральные режиссеры сделают ставку на спектакли большой формы

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Театральная мода прихотлива. Бывает, что все театры, как будто сговорившись, мусолят одно название или одну фамилию. И возникает одновременно три «Последних жертвы» или восемь постановок по МакДонаху. То в моду входят спектакли с минимумом действующих лиц, то становится популярной ненормативная лексика, то все как один начинают петь, плясать и водить хороводы. Похоже, открывающийся сезон приведет на нашу сцену «высокую классику». В моду возвращаются многофигурные постановки большого формата.

Паузы между сезонами становятся все короче. И постепенно в моду входит традиция открываться премьерами, что еще сокращает время отпуска артистов, зато подогревает внимание публики. Премьерой «Берега женщин» по песням Марлен Дитрих открылся 88-й сезон Вахтанговского театра. И художественный руководитель Римас Туминас пообещал в этом сезоне порадовать аж пятью новыми спектаклями. Теперь первая на очереди – его собственная постановка многофигурной римской трагедии Шекспира «Троил и Крессида» (роль Прекрасной Елены сыграет Мария Аронова). А весной Юрий Бутусов должен показать шекспировского «Генриха IV». В планах «Дядя Ваня» Чехова, «Маскарад» Лермонтова (обе – в режиссуре Римаса Туминаса), а также «В ожидании Годо» Беккета в постановке Владимира Мирзоева.

Если попытаться определить основные тенденции предстоящего столичного сезона, какими они вырисовываются в озвученных театрами планах, то заметен постепенный отход от традиции прошлых лет, когда публику стремились завлечь третьесортными бродвейскими названиями. Похоже, худруки театров пришли к выводу, что желтые названия «искрометных» комедий вряд ли можно считать козырем.

В этом сезоне хедлайнеры нашей театральной жизни сделали ставку на классический спектакль большой формы. Так, ближайшая осенняя премьера МХТ имени Чехова – «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта в постановке Кирилла Серебренникова, продолжающая мюзикальную линию «Конька-Горбунка». Несколько ранее, в сентябре, Брехта покажет Юрий Бутусов на сцене Александринки (спектакль «Человек=Человек» по пьесе «Что тот солдат, что этот»).

Продержав паузу весь предыдущий сезон, Константин Райкин открывается в сентябре премьерой сказки Гоцци «Синее чудовище», уже названной самым дорогим театральным проектом столицы (бюджет постановки – 1 млн. долларов), в котором заняты молодые артисты труппы «Сатирикона». Театр Фоменко покажет в ноябре сценическую версию самого грандиозного романа ХХ века – «Улисса» Джеймса Джойса, осуществленную режиссером Евгением Каменьковичем. Сам Петр Фоменко готовит к выпуску «пушкинский триптих» – спектакли «Каменный гость», «Граф Нулин» и «Сцена из «Фауста».

В РАМТе обратились к прозе XIX века: Юрий Еремин готовит постановку по роману Стендаля «Красное и черное», а Алексей Бородин работает над «Портретом» Гоголя. В «Ленкоме» выпускает премьеру болгарский режиссер Александр Морфов, создавший сценическую фантазию по трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» с Марией Мироновой.

Наконец, Санкт-Петербургский МДТ обещает показать на длинных октябрьских гастролях в Москве новую постановку Льва Додина «Долгое путешествие в ночь», в которой заняты премьеры труппы – Татьяна Шестакова, Петр Семак, Сергей Курышев, Игорь Иванов.

После провального предыдущего сезона возникает робкая надежда – а что если вектор театрального движения переменился? И истинные театралы отправятся в театр не потому, что нужно, а потому, что хочется?

Опубликовано в номере «НИ» от 26 августа 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: