Главная / Газета 26 Августа 2008 г. 00:00 / Культура

Актер Юрий Чернов:

«Все думали, что мы учились в одном классе»

БОРИС БАБАНОВ

Одному из самых любимых фильмов нашей страны «Доживем до понедельника» исполнилось 40 лет. Срок большой, а пролетел незаметно. И хотя сменилось уже несколько поколений, картина Станислава Ростоцкого нисколько не постарела. Юрий ЧЕРНОВ, для которого культовый советский фильм стал дебютом в кино (он сыграл старшеклассника Сыромятникова), вместе с «Новыми Известиями» вспомнил о том, как молодая съемочная бригада работала над этим успехом 40 лет назад.

shadow
– В чем секрет такого успеха фильма, тайна его долголетия?

– Не знаю. Не ко мне вопрос. Это зритель должен отвечать.

– Мне кажется, что этот фильм всегда смотришь по-разному: будучи школьником – одним взглядом, спустя годы воспринимаешь совсем по-другому…

– Ну вот видите, вы сами и ответили. Так разве этого мало? В этом-то все и дело, что картина вызывает все время разные чувства. Но всегда вызывает. Все эти годы. И даже вот то, что вы проявили сегодня интерес к юбилею фильма – разве это не свидетельство того, что «Доживем до понедельника» – не проходной фильм, а событие незаурядное? Видите ли, это ведь был первый фильм, в котором поднимались очень большие проблемы – взаимоотношений в школе между учителями и учениками. Впервые было сказано, что в школьном коллективе, в этой атмосфере все совсем не так просто и гладко, что и сами учителя не всегда такие уж образованные люди, и могут ли они в таком случае, имеют ли они право – учить других. Все было показано очень точно, один учитель физкультуры чего стоит! А учительница начальных классов с ее репликой: «Не ложьте зеркальца в парту, а они ложут и ложут…»

– …А еще ведь и отношения между самими педагогами, глубокий психологический образ завуча, созданный Ниной Меньшиковой …

– Вы знаете, все образы в фильме интересны. Мне кажется, достигнуто это было той атмосферой, сложившейся на съемочной площадке. В этом заслуга режиссера Станислава Ростоцкого. От атмосферы вообще все всегда зависит – и на сцене, и во время съемочного процесса, когда ничто не раздражает, не утомляет. Ну, подумайте, ведь нам после того, как фильм вышел на экраны, говорили: «Вы что, все в одном классе учились?» А мы познакомились на съемках. Сейчас, может быть, если и встретились бы на улице, то и не узнали бы друг друга.

– Но вы-то уже были артистом…

– Я был студентом циркового училища. Ольга Остроумова и Игорь Старыгин учились в ГИТИСе, но все остальные были школьниками. И все смотрелись как одно целое, работать было легко. Когда создана такая атмосфера, в которую целиком и полностью погружен артист, то и зритель тоже окунается полностью и сопереживает.

– А как в 68-м приняли фильм?

– На «ура» – иначе и не скажешь. В Доме кино после премьеры зал аплодировал стоя. Хотя реакция была разной – в прессе, в откликах публики.

– В реальности мог быть такой класс?

– А почему же нет? Конечно. Разумеется, события в картине – это сценарий Полонского, это не хроникальный фильм, но я знаю точно, что мой герой существовал в реальной жизни.

– Насколько я знаю, Ростоцкому пришлось все же сделать какие-то купюры…

– Да, было такое, фразы меняли. Например, когда по сценарию Тихонов говорит в мой адрес и, обращаясь к классу: «Ну вот, поставишь ему «двойку», а потом выйдет из него Олег Попов» – так мы с Вячеславом Васильевичем предложили «Юрий Никулин» – и так и вышло.

– А почему Никулин?

– А он мне больше нравился.

– Сейчас можно снять такой фильм?

– Не знаю. Но сейчас есть хорошее кино, народ у нас талантливый. Я сам снялся в двух картинах – в «Адель» и еще в одном мюзикле молодежном у Егора Дружинина, пока названия нет еще. Да и в театре играю – в «Школе современной пьесы».

– Когда вы с вашими партнерами по фильму встречаетесь на его юбилеях – грустите?

– Это еще почему? Совсем нет. Наоборот – радуемся, что мы живы, что работаем. Вот недавно на фестивале «Окно в Европу» в Выборге праздновали 40-летие фильма, в школе имени Ростоцкого. Конечно, 40 лет тому назад болячек у меня не было и проблем всяких тоже. Но жизнь-то прекрасна: вот я сижу сейчас в саду, на даче, сливы тут падают с деревьев, а подобрать некому…

– И что же делать?

– Ну как что?.. Компот варить. Разве плохо?..


СПРАВКА
Актер Юрий ЧЕРНОВ родился 24 апреля 1949 года в Куйбышеве (ныне Самара). Окончил Московское цирковое училище, ГИТИС. Играл в Московском театре миниатюр, с 1994-го – в Театре Луны. В 2004 году стал актером театра «Школа современной пьесы». В кино дебютировал ролью ученика старшего класса Сыромятникова в фильме «Доживем до понедельника» (1968). Снялся в фильмах «Приключения Электроника» (1979), «Там, на неведомых дорожках…» (1982), «Взятка» (1983), «Ширли-мырли» (1995), «Усадьба» (2004) и других. Много снимается в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш». Один из ведущих телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Преподает в Институте народного творчества (гитара, губная гармошка, вокал). Народный артист России (2008).

Опубликовано в номере «НИ» от 26 августа 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: