Главная / Газета 13 Августа 2008 г. 00:00 / Культура

«Чудо» из Хабаровска

Картина итальянского художника Гарофало долетела до Эрмитажа на самолете МЧС

НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

В Эрмитаже открылась выставка «Картины Гарофало из монастыря Сан-Бернардино». К трем работам выдающегося художника, принадлежащим к сокровищам Зимнего дворца, присоединилась картина-путешественница «Чудо с хлебами и рыбами» из художественного музея Хабаровска. Это огромное полотно смогли доставить в Петербург на самолете МЧС. А уже осенью всем четырем полотнам Гарофало, составляющим единый цикл, предстоит «командировка» на родину художника в Феррару, на выставку, которая будет устроена в филиале Эрмитажа в Италии.

Михаил Пиотровский давно мечтал привезти «Чудо с хлебами и рыбами» в Петербург.<br>Фото: WWW. HERMITAGE MUSEUM.ORG
Михаил Пиотровский давно мечтал привезти «Чудо с хлебами и рыбами» в Петербург.
Фото: WWW. HERMITAGE MUSEUM.ORG
shadow
Как рассказал накануне открытия директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, привезти из Хабаровска картину Гарофало «Чудо с хлебами и рыбами» было очень непростой задачей: «Картина не помещалась в обычный транспорт, пришлось просить Сергея Шойгу захватить работу в самолет МЧС».

Новая экспозиция в Эрмитаже посвящена Бенвенуто Тизи да Гарофало (1481–1559), одному из выдающихся художников Италии XVI века, родившемуся в Ферраре. «В 1531 году Бенвенуто Тизи да Гарофало постигло несчастье: он ослеп на один глаз, – рассказал, представляя выставку, Михаил Пиотровский. – Надеясь вернуть зрение, Гарофало дал Богу горячий обет трудиться безвозмездно над серией картин для монастыря Сан-Бернардино. Эта обитель была основана в Ферраре в 1510 году Лукрецией Борджиа, супругой герцога Альфонсо I д’Эсте. Следуя стремлению правящей фамилии превратить Феррару в «оплот христианства», Лукреция щедро покровительствовала женским монастырям».

Монастырь Сан-Бернардино просуществовал до 1798 года и был упразднен в результате наполеоновского нашествия. Но еще в 1792 году обедневшие затворницы продали восемь полотен Гарофало Папе Пию VI. В 1840 году племянник Папы, унаследовавший его коллекцию, граф Пио Браски, решил расстаться с художественными ценностями, собранными его дядей, и объявил о распродаже. Четыре полотна из этой коллекции приобрел для Эрмитажа император Николай I. «В Эрмитаже до 1931 года хранились четыре работы Гарофало, составляющих единый цикл, – это «Брак в Канне Галилейской», «Аллегория Ветхого и Нового завета», «Несение креста» и «Чудо с хлебами и рыбами», – поясняет Михаил Пиотровский. – К сожалению, работы разлучили, и «Чудо с хлебами и рыбами» в 1931 году было передано во вновь организованный Дальневосточный художественный музей Хабаровска, для придания новому музею солидности. Не слишком любили в советские времена демонстрировать в залах Эрмитажа и «Аллегорию Ветхого и Нового завета». Как известно, это великолепное произведение долгие десятилетия хранилось накрученным на вал, и было нами отреставрировано только в 2007 году».

Зато сейчас посетители Эрмитажа имеют редкую возможность увидеть все вновь объединившиеся на временной выставке полотна Гарофало. Картина «Брак в Канне» подписана и датирована 1531 годом, надпись на ней гласит, что художник работал бесплатно. Согласно Евангелию, Христос превратил на свадебном пиру воду в вино и тем самым «положил начало чудесам». Фоном для сцены служит величественная архитектура, прототипом которой явились храмы на ватиканских фресках Рафаэля, оказавшего на Гарофало большое влияние. В «Браке в Канне» соединены два мира – легендарный евангельский и современный мастеру: жених и невеста одеты по моде того времени. Недаром картину определяли как интересную иллюстрацию нравов Возрождения. Примерно в тот же период создается «Несение креста». «Аллегория Ветхого и Нового завета», по замыслу художника, посвящена триумфу христианской веры и несостоятельности веры иудейской. Сложный сюжет расшифровывается при помощи символов и латинских надписей. «Чудо с хлебами и рыбами» предназначалось для украшения трапезной. Насыщение голодных пятью хлебами и двумя рыбами, благодаря приумножению их Христом, намекало на благотворительную деятельность монастыря Сан-Бернардино. Не случайно мастер среди других действующих лиц изобразил настоятельницу и сестер.

Опубликовано в номере «НИ» от 13 августа 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: