Главная / Газета 25 Июля 2008 г. 00:00 / Культура

На курорт как на работу

В любимые места отдыха россиян хлынула волна гастролирующих артистов и их двойников

ВИКТОР БОРЗЕНКО

В сезон отпусков концерты поп-звезд проходят едва ли не в каждом городе Черноморского побережья. В погоне за легкими деньгами на юг потянулись все: от начинающих и неизвестных артистов до самых знаменитых звезд. Некоторым удается за лето несколько раз выступить в одном и том же городе, причем серьезное творчество отодвигается на второй план. Главная задача – развлечь максимальное число зрителей и, следовательно, собрать большой гонорар.

shadow
В эти дни на Черноморском побережье гастролируют Святослав Ещенко, Тимати, Трофим, МакSим, Сергей Дроботенко, группа «Фристайл», Геннадий Ветров, Петр Дранга, Юра Шатунов и многие другие. Наплыв звезд настолько мощный, что концертные площадки не пустуют ни дня. Причем соблазн заработать деньги привлекает даже мало известных артистов.

«Может быть, и Элтон Джон имел бы в Сочи успех»

22 июля в Геленджике ходил по пляжу черный от загара мужчина. Пробираясь между загорающими людьми, он кричал в мегафон: «Последние билеты на шоу Потапа и Насти Каменских». Когда один из отдыхающих поинтересовался, что это за группа, мужик с удивлением показал ему афишу, где говорилось, что «Потап – знаменитый репер с подвешенным языком, а Настя – красотка с сексуальными формами». По сведениям «НИ», за неделю до выступления этих неизвестных «знаменитостей» в концертном зале «Олимп» билетов в кассе почти не осталось.

27 июля в том же зале должен выступить Игорь Маменко. Местные администраторы постарались, чтобы его афиша получилась не менее завлекательной. На ней написано: «Игорь Маменко заводит зал, не успев поздороваться... Одна проблема – от его появления на сцене начинает болеть живот, потому что он очень веселый, добрый и отзывчивый человек». Этот «отзывчивый человек», как оказалось, рассказчик анекдотов. Такие малоизвестные рассказчики чаще выступают в пансионатах и санаториях. Но и на концерты, устроенные в больших залах, билеты неплохо продаются.

«Артисты разговорного жанра действительно пользуются особым успехом, – сказала корреспонденту «НИ» импресарио Валентина Ваулина. – Во-первых, отдыхающим нравится, что их будут веселить. А во-вторых, билеты на концерт юмориста стоят, как правило, дешевле, чем на концерт поющей звезды. Объяснить это просто. Поющих артистов, как правило, сопровождает команда музыкантов, которым тоже нужно платить гонорар и размещать в гостиницах».

Кстати, у каждого популярного артиста есть райдер – обязательный документ, в котором описаны условия, необходимые для гастролей. Самый требовательный райдер у Филиппа Киркорова (перечень условий занимает 10 листов). Гостиница должна быть самой престижной в городе, апартаменты – только президентского класса. А чтобы у поп-звезды не оказалось проблем с питанием, Филиппа сопровождает личный повар. В райдере сказано, что в гостинице повару должны предоставить не только хороший номер, но и кухню для приготовления пищи. Понятно, что это требует дополнительных затрат.

«Считается, что в курортные города принято приглашать на гастроли тех звезд, чье творчество нравится максимально широкой аудитории. Дескать, поэтому на юге выступает бесчисленное количество сатириков и поп-музыкантов, – сказал корреспонденту «НИ» импресарио Александр Андреев. – Но мне кажется, что в Сочи с успехом прошли бы и концерты, скажем, Элтона Джона и Робби Уильямса. Я уверен, что билеты на их выступления продать можно без проблем. А не везут их только потому, что импресарио не хотят брать на себя излишние обязанности. Ведь, согласитесь, в столь горячую пору деньги легче заработать на частых выступлениях российских звезд. Правда, есть и еще одна проблема: учесть требования звезды мирового уровня значительно сложнее».

Например, музыканты американской группы Limp Bizkit, помимо 36 полотенец сиреневого цвета и туалетной бумаги с экстрактами алоэ, требуют, чтобы на концертах стояли вазы с драже M&M’s. При этом конфетки должны быть разложены по цветам. В одной вазе – драже зеленого цвета, в другой – красного, в третьей – желтого и так далее. Не менее капризна Мадонна. Кроме отдельной детской комнаты, ей нужна еще тайная зеленая комната за кулисами, где она могла бы уединяться и медитировать. По мнению г-на Андреева, концерт звезд мирового масштаба увеличил бы в Сочи поток приезжих, от чего отечественный туризм оказался бы только в плюсе. Но пока это остается за пределами интереса наших импресарио.

«Московскую публику видно по барсеткам с деньгами»

По нашим сведениям, в этом году гастроли отечественных поп-звезд на Черноморском побережье проходят при полных залах. «По роду своей службы я стараюсь не пропускать ни одного концерта, – сказала корреспонденту «НИ» Ольга Мочалина, журналистка из Геленджика. – Публика везде разная, но люди на концерты ходят. Например, на прошлой неделе на выступлении певицы МакSим я видела не только студентов, но и бабушек с внуками. А вот на концерте Comedy Club детей, к счастью, не было, зато было полно пьяной молодежи. Как правило, это московские туристы, я их сразу отличаю по барсеткам с деньгами».

Не меньший поток поп-звезд обрушился на курорты Кавказских Минеральных Вод. В этом году здесь отметились Надежда Кадышева, Comedy Club, Ярослав Евдокимов, Эдита Пьеха, различные команды КВН, Валерий Меладзе, а в августе ожидается приезд Варвары и Лолиты. В Железноводске билеты продаются и на оперу «Евгений Онегин», в которой, как гласит афиша, примут участие «лучшие солисты Большого театра, Мариинского, «Геликон-оперы» и «Гранд-опера». Фамилии солистов при этом не называются, а билет можно приобрести не только в концертной кассе, но даже в парке – у женщин, торгующих сувенирами.

Если звезды, получая в каждом городе прибыль, чувствуют себя комфортно, то для организаторов гастролей лето – самая сложная пора: трудно организовать большой поток знаменитостей. Мешают к тому же многочисленные театры двойников. «На курорте отличить концерт звезды от фальшивки можно по афише, пестрящей безвкусными надписями, – говорит импресарио Валентина Ваулина. – По ним видно, как организаторы концертов двойников стремятся «перестраховаться». Например, недавно я видела афишу целой плеяды «звезд», где крупными буквами была выведена надпись: «Вся работа в живом исполнении», а внизу мелко-мелко пояснение: «Под руководством театра пародий».

В прошлом году Лариса Долина во время южных гастролей обнаружила одного из своих двойников. Зайдя в ресторан поужинать, она увидела на эстраде мужчину в женском парике, исполняющего ее песни. Лариса Александровна попросила прекратить эту самодеятельность. Но поскольку мужчина с самого начала не скрывал перед зрителями, что он пародист, то конфликт окончился миром.

В отличие от Долиной в более неприятную историю попала этно-поп певица Варвара. «Я столкнулась с мошенницей, которая гастролировала под моим именем, – сказала певица «Новым Известиям». – Это было после выхода моего альбома «Грезы». В разгар сезона отпусков я приехала в один из городов на корпоративное выступление. Сразу в аэропорту организаторы поинтересовались, удастся ли мне успеть после их мероприятия на свой концерт в клуб. Я долго не понимала, о каком втором концерте идет речь, ведь в моих планах его не было. Но когда мы поехали по городу, я увидела на заборах афиши, на которых было написано, что певица Варвара сегодня даст концерт в одном из местных клубов. Мошенники не догадывались, что я окажусь в этот же день в том же городе. Конечно, после своего выступления я направилась в клуб – на концерт мошенницы. Там на сцене в полутьме стояла девушка-блондинка с длинными волосами. Никакого шоу, присущего моим сольникам, не было вообще. А самое интересное, что она открывала рот под мои песни – в том самом порядке, в котором они записаны на моем новом диске. Когда закончилась очередная песня, я вышла на сцену, дабы поближе разглядеть даму. Она узнала меня, растерялась. В динамиках заиграла новая песня, но певица все стояла и смотрела на меня, хлопая глазами и забыв открывать рот. В конечном итоге, для девушки и ее «продюсеров» руководство клуба организовало свидание с представителями правоохранительных органов, а передо мной директор заведения долго извинялся, говорил, что и сам не знал о фальшивой звезде. Дескать, ему неоднократно звонили из Москвы и убеждали в эксклюзивности выступления Варвары. Напоследок он заверил меня, что организует мое сольное выступление здесь через два месяца. И выполнил свое обещание. Только пела я не в клубе, а в крупном концертном зале».

«Лжеартистов выводят на чистую воду»

В разгар отпусков в криминальных сводках регулярно появляются сообщения об артистах, выступающих под именами поп-звезд. «Неужели на мошенников невозможно найти управу?» – поинтересовались «НИ» у депутата Госдумы Адальби Шхагошева, много лет занимавшегося раскрытием подобных преступлений на Кавказе.

«Работа ведется, но очень медленно, – считает он. – Лжеартистов выводят на чистую воду в первую очередь в тех курортных городах, где хорошо налажена работа правоохранительных органов. Там применяется целая система по борьбе с театрами двойников. Например, имена большинства звезд зарегистрированы в качестве товарных знаков и имеют своих законных обладателей (которыми не обязательно являются сами артисты). Поэтому использование этого имени лжеартистом влечет санкции, предусмотренные статей 181 Уголовного кодекса. Как физические лица, незаконные двойники также уклоняются от уплаты налогов на свои доходы, которые получены, кстати, преступным путем. Помимо прочего, используя фонограммы и исполняя известные песни, мошенники нарушают и нормы российского законодательства, предусматривающего ответственность за неуплату авторских отчислений и незаконное использование объектов авторского и смежного права. Наша задача, чтобы местные правоохранительные органы активнее пускали в дело эти статьи закона».

Но похоже, что лжеартисты будут появляться и впредь. Мошенников привлекают высокие гонорары, которые зарабатывают реальные звезды. Если гонорар артиста умножить на количество концертов, то получается, что за прошлый год прибыль Филиппа Киркорова (после гастролей по курортным городам) составила около пяти миллионов долларов, Максима Галкина – около трех миллионов. Правда, это суммы без учета отчислений продюсерам, организаторам и т.д. Дима Билан заработал 1 млн. 800 тыс. евро. Валерия – 900 тыс. долларов. Валерий Леонтьев – 800 тыс. долларов… Понятно, почему концертные площадки на юге не пустуют ни дня. По словам импресарио Валентины Ваулиной, которая в настоящее время занимается выступлением звезд в городах района Анапы, верный способ «прокатить звезду» по всему побережью – держать связь с администраторами крупных Домов культуры и концертных площадок. Некоторые артисты, кстати, приезжают на юг по нескольку раз за лето. Поэтому, проехав от Новороссийска до Адлера, поп-звезда может на обратном пути заглянуть, скажем, в Лазаревское, если вдруг выяснится, что там на вечер есть свободная концертная площадка.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 июля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: