Главная / Газета 30 Июня 2008 г. 00:00 / Культура

Пойдет другим путем

Из Третьяковки уволен виновник скандала вокруг картины «Целующиеся милиционеры»

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Директор Третьяковкой галереи Валентин Родионов уволил руководителя отдела новейших течений Андрея Ерофеева за «нарушение музейного порядка». Руководство музея заверяет, что увольнение носит чисто дисциплинарный характер (Ерофеев получил пять выговоров), в то время как сам куратор уверен – в галерее происходит откат в советское прошлое, устраняются инакомыслящие, и распускается отдел, занимавшийся по-настоящему актуальным искусством.

В интервью «Новым Известиям», которое директор Третьяковки дал перед судом с министром культуры, господин Родионов ясно намекал, что в истории с «Целующимися милиционерами» его «подставили» с двух сторон. Правда, на тот момент обида на министра Соколова перевешивала все остальные – музей фактически обвинили в коррупции, надо было срочно спасать репутацию. Второй виновник скандала, разгоревшегося вокруг парижской выставки «Соцарт», находился в музейном лагере – это был собственно автор и куратор выставки, и его тогда «выдавать» не стали. Однако всем было известно, что отношения Родионова и Ерофеева не просто натянутые – взаимная неприязнь дошла до критической точки. Все разрешилось только сегодня в духе последних веяний безличными чиновничьими методами, с вынесением дисциплинарных взысканий и увольнением по статье.

Известно, что Андрей Ерофеев постоянно дистанцировался от музейного консерватизма. Он и поныне живет идеалами нон-конформистов, произведения которых собирал с 90-х годов. Его «проникновение» в Третьяковку (переселение ерофеевской коллекции из Царицыно на Крымский Вал) случилось семь лет назад, когда музей всерьез претендовал на роль летописца ХХ века. Но даже тогда выставки Ерофеева с трудом вписывались в музейный формат. Теперь же, когда работе с Третьяковкой Ерофеев предпочел провокационный Центр Сахарова, их пути окончательно разошлись.

Напомним, что до сих пор идет судебное разбирательство по выставке «Запретное искусство», которую устроили директор Сахаровского центра Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев – зрителям предлагалось оценить работы, не принятые музейными и прочими госкомиссиями. Поэтому нынешнее сообщение об увольнении Ерофеев расценивает как «удар ножом в спину».

Если судить по комментариям, которые сразу после развода дали директор галереи и хранитель отдела новейших течений, они говорят на разных языках и не желают друг друга слушать. Родионов заявляет о фактах нарушения хранения – сотрудник выдавал вещи без разрешений и не учитывал вновь появляющиеся работы. Ерофеев настаивает, что музей откатывается в советское прошлое, перекрывает кислород всему актуальному и критическому. К слову сказать, помимо Ерофеева, в Третьяковке современное искусство собирают еще несколько отделов, но лишь за «новейшими течениями» закрепился статус подлинного нон-конформистского искусства.

Теперь двум сторонам придется доказывать свою состоятельность. Ерофееву – искать другую арт-площадку для идей и произведений. Третьяковке – убедить публику, что она может делать живые выставки искусства конца прошлого и начала нынешнего столетий, в котором изначально заложен элемент провокации.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: