Главная / Газета 24 Июня 2008 г. 00:00 / Культура

Режиссер Иштван Сабо:

«Сегодня в обществе есть только одна идея – деньги»

ВЕСТА БОРОВИКОВА

Гостем Московского международного кинофестиваля стал режиссер, благодаря которому мир узнал о существовании венгерского кино. За право сниматься в его картинах становятся в очередь лучшие западные звезды, поскольку, помимо таланта режиссера, Иштван САБО обладает главным даром художника – умением любить людей, ценить и понимать актеров. Приезд на тридцатый кинофестиваль в Москву носит для Сабо «гостевой» характер. Интервью «Новым Известиям» мэтр давал, опаздывая на неофициальный обед с президентом кинофестиваля Никитой Михалковым.

shadow
– Какие фильмы из программы этого кинофестиваля вы уже посмотрели как зритель?

– Я прилетел только вчера и еще ничего не видел. Но знаю, что председатель жюри Лив Ульман – одна из самых корректных, одна из самых чистых людей, с которыми я знаком. Она ценит только по-настоящему ценные вещи, и поэтому решение жюри будет правильным.

– Ваши фильмы всегда носят острый социальный характер. Какие из глобальных проблем современного общества могут послужить материалом для вашего будущего фильма? Какая из социальных проблем вам кажется наиболее сложной и мало поддающейся решению?

– Сегодня не хватает людей, которые могли бы вести других. И нет мыслей, которые помогают людям смотреть вперед. В обществе есть только одна идея – деньги, и это вызывает в людях много дурного. Очень многие идеи скомпрометировали себя, новых пока еще нет, лишь рыночные, а мне этого мало.

– А как же идеи мировых религий?

– Каждая из религий, которые мне известны, по сути дела, занимается одним и тем же вопросом. Каждая религия пытается восполнить то, чего не хватает человеку в жизни. Поставить вопрос о том, откуда мы пришли, куда идем, для чего живем. Как нам использовать время нашей земной жизни и кто помогает нам в ней. Наверное, религии задают эти вопросы не для того, чтобы противостоять, а чтобы идти вместе. И тогда мы придавали бы друг другу силы, а не убивали бы друг друга. Но когда это осуществится, я не знаю, потому что политика очень грубо использует религию. Беда как раз в этом.

– Во второй день фестиваля был показан документальный фильм о Далай-ламе. Духовный лидер буддистов, к словам которого прислушиваются более трети населения Земли, призывает русских поделиться своими территориями с Китаем, чтобы решить проблему их перенаселения. Это – религиозный или политический призыв, как вы полагаете?

– Я не смогу ответить на ваш вопрос, поскольку я не видел этого фильма.

– Одновременно в программе кинофестиваля «Счастливая дюжина», посвященной 30-летию ММКФ, был показан ваш фильм «Отец»…

– Это мой второй фильм, и лучший из фильмов, которые я сделал. Я снял его, когда мне было 26–27 лет. Это было счастливое время, когда уже были вполне сформировавшиеся мысли, а я владел способами их выражения. В первом фильме мне хотелось рассказать тоже что-то очень важное, но я еще не знал, как это делать. В фильмах, которые я снял после «Отца», я уже в полной мере владел мастерством, и часто получалось так, что форма «перекрывала» суть того, что я хотел донести зрителю.

– Вопрос формы важен для вас?

– Нет. Форма сама по себе никогда меня не интересовала. Я всегда старался сделать так, чтобы люди поняли мою мысль. И чтобы они при этом получили удовольствие от картины.

– Когда вы почувствовали в себе дар режиссера и какие задачи вы ставили себе, как режиссеру?

– Я никогда не чувствовал в себе дара режиссера. Я не сделал ни одного фильма, который бы меня полностью удовлетворил. Что касается режиссерских задач, мне кажется, главное – это умение выразить средствами кино самое важное. С помощью таких деталей, как, скажем, выражение глаз актера. Поэтому я всегда старался сделать так, чтобы актер мог попробовать все, что он хочет, и быть уверенным в том, что я не позволю ему сделать что-то нехорошо, потому что я рядом с ним. Моя задача – дать актеру уверенность и направление. Создать условия, в которых он может свободно выразить свои эмоции. И еще я умею требовать тишины. История, в которой зритель встречается с определенными людьми, должна создаваться в тишине.

– В рамках кинофестиваля будет представлена книга недавно ушедшего известнейшего киноведа Александра Трошина «Иштван Сабо: темы и вариации». Каковы ваши впечатления от этой книги?

– Книгу издали без моего участия. Поэтому пока могу сказать только то, что она очень тяжелая на вес. Я взял домой пять экземпляров. Один – моей жене. Один – директору киноархива. Поскольку директор киноархива – это как раз и есть моя супруга, ей достанутся две книги. Один – моей младшей сестре. Один – моей дочери, которая прекрасно говорит по-русски, и это единственный человек в моей семье, который быстро сможет прочесть эту книгу. И одну книгу я взял для себя. Меня растрогало то, что на обратной стороне книги – фото моего детского рюкзака. Во время Второй мировой войны, когда мне было шесть лет, мы клали в этот рюкзак все, когда нужно было бежать. Потом я использовал его в одном из фильмов, и мне приятно, что господин Трошин выбрал именно этот кадр. Никто до него не догадался, что суть моего творчества заключается именно в этом рюкзаке, куда пряталось самое главное, самое основное, перед тем, как бежать. Мои картины, все, которые я снимал, – по сути, об этом рюкзаке, о борьбе человека за право жить, за чувство безопасности.


СПРАВКА
Кинорежиссер Иштван САБО родился 18 февраля 1938 года в Будапеште. После окончания школы работал репортером на радио. В 1961 году окончил режиссерский факультет Института театрального искусства и кинематографии в Будапеште. Его дипломный короткометражный фильм «Концерт» (1961) был замечен на нескольких международных фестивалях, в частности, отмечен призом на кинофестивале в Локарно. Свою первую полнометражную картину «Пора мечтаний» снял в 1964 году. Всемирную известность режиссеру принесла так называемая немецкая трилогия: «Мефисто» (1981), «Полковник Рёдль» (1985), «Хануссен» (1988). Режиссер фильмов «Отец» (1966), «Театр» (2004), «Родственники» (2006). Обладатель американского «Оскара» за «Мефисто» (еще три фильма Сабо номинировались на эту премию), четырех премий Каннского кинофестиваля, двух «Серебряных медведей» Берлинского кинофестиваля за фильмы «Доверие» (1979), «Милая Эмма, дорогая Бёбе» (1991).

Опубликовано в номере «НИ» от 24 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: