Главная / Газета 5 Июня 2008 г. 00:00 / Культура

Жизнь в предлагаемых обстоятельствах

Актер и режиссер Всеволод Шиловский отметил 70-летний юбилей

ВИКТОР БОРЗЕНКО

3 июня в Доме кино юбиляр принимал поздравления от коллег по творческому цеху. Многие сожалели, что виновник торжества теперь не играет в театре, поэтому речь шла в основном о работе в кино. Всеволода Шиловского и пришли поздравлять в основном люди, с которыми он много времени провел на съемочных площадках. Было немного людей из театра, который Всеволод Николаевич покинул в 1987 году и с которым у него сложные отношения.

Всеволоду Шиловскому оказали большие почести.<br>Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
Всеволоду Шиловскому оказали большие почести.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow
«Как бы плохо артист ни играл, Всеволод Николаевич всегда его хвалит: «Ты молодец! Только вот слегка поменяй интонацию», – вспоминала Александра Захарова. – После такого отношения волей-неволей начнешь вилять хвостом. Он умеет окрылять, что среди режиссеров редкость».

О режиссерском таланте Шиловского говорили все его коллеги и друзья. «Помню, как за рубежом он заставил сниматься в массовке мэра японского города. И тот оставил дела, весь день провел на съемках, не требуя за это денег», – сказал Сергей Степанченко. А Татьяна Догилева вспомнила историю, как Шиловский пригласил ее на роль валютной проститутки: «В сценарии было сказано, что когда моя героиня входит в ресторан, то все женщины опускают головы – настолько она красива. Сценарий мне понравился, я захотела сниматься, но беда в том, что красавицей себя я никогда не считала. Я позвонила Шиловскому: дескать, что будем делать с красотой? А он сказал: «Ну, это мы решим». И действительно, образ получился необыкновенный. Он вообще известный ценитель женщин».

Кстати, это его качество забавно обыграл в стихах артист Валерий Ланской. Поднявшись на сцену, он прочитал про юбиляра такие строчки: «И если вдруг он с женщиной лежит, то только в кадре, только поневоле…»

Отдельная глава в судьбе Всеволода Николаевича – работа во МХАТе. Он был принят в труппу в 1961 году, но после раскола театра пустился в свободное плавание. И все же этот театр по-прежнему ассоциируется с именем Шиловского, о чем на вечере спел датский хор: «Когда о МХАТе Сева говорит, То видим мы картину в ясной краске: Шиловский там с великими стоит, А за спиной маячит Станиславский». Датским хор называется потому, что выступает только по торжественным датам.

На вечере Шиловский веселил гостей. В частности, он вспомнил историю о том, как снимался в Азербайджане в картине режиссера Вагифа Мустафаева о жизни Гейдара Алиева.

«Сценарий был очень сложный, Вагиф собрал мощную актерскую команду, – вспоминал Шиловский. – Но вдруг я вижу, что местные чиновники поклевывают Вагифа. Просто мешают человеку работать. И видно, трудно ему жить. Я говорю: «Вагифчик, мы люди приезжие, тебе тут жить. Сведи меня с Гейдаром Алиевым хотя бы на полчасика». Вагиф ужасно испугался, но после долгих уговоров все же позвонил в приемную президента. Через полчаса нам ответили: «Завтра Гейдар Алиев примет Всеволода Шиловского в своей резиденции на полчаса, т.к. он неважно себя чувствует». Ну, вот и замечательно. Я говорю: «Теперь второй момент. Вагифчик, только не падай в обморок и держи себя прилично. Я поеду в гриме Михаила Сергеевича Горбачева». Он остолбенел, а я продолжаю: «Но поеду не один, а со всем политбюро». Вагиф волнуется. Напомню, что у Горбачева с Алиевым была особенная вражда. Я говорю: «Не бойся, я беру все на себя, да и дальше Сибири нас все равно не пошлют». И вот на следующий день мы выходим перед дворцом из машины. Все артисты в гриме: Горбачев, Ельцин, Егор Яковлев… И охрана нас про-пус-ка-ет. Выскакивает начальник администрации: «Гейдар Алиев примет вас в большом зале». И мимо нас начали бежать в зал теле- и радиогруппы. Я говорю голосом Горбачева: «Процесс пошел». Наконец, мы тоже вошли в зал. И выходит Алиев – хорошо одетый, умеющий носить костюм, хорошо пахнущий. Он идет к нам, улыбаясь. И вдруг видит меня в гриме Горбачева, и у него возникает ужас на лице. Потому что он увидел своего врага. Но, конечно, он иронию понял, расположился к нам, и беседа длилась три часа. В конце разговора я ему сказал: «Единственная просьба. У нас тут есть, такая маленькая-маленькая проблема под названием зависть. Не могли бы вы оградить Вагифа и нашу группу от людей, которые мешают жить и работать». Он говорит: «Я обещаю вам». И мы зааплодировали».

А под занавес на сцену вышли дети и внуки юбиляра. «Мы думали, как бы оригинально поздравить папу. Яхта у него есть, дача на Майами тоже, гонорары, ну, просто астрономические. Разве что у Краснопольского и Ускова он бесплатно в кино снимается», – пошутил его сын Павел Шиловский и подарил полную DVD-коллекцию фильмов, которые снял отец. Оказывается, не все эти фильмы были у режиссера в доме.

Директор Центрального дома актера Маргарита Эскина говорила об общественном темпераменте юбиляра. Она вспомнила день, когда артисты и режиссеры собрались в знаменитом здании на Арбате, чтобы отвоевать Дом актера: «Знаете, как Шиловский кричал на Швыдкого, – сказала Эскина. – Мы едва их примирили, настолько Сева был возмущен новостью, что Дом актера хотят у нас отобрать».

В своем поздравлении кинорежиссер Валерий Усков припомнил историю, которую рассказал однажды Ролан Быков. Когда Быков работал над «Шинелью», в конце дня на съемочной площадке у всех возникло желание выпить. Ролан был самым молодым в группе, поэтому, не дожидаясь уговоров, отправился в магазин. Но в дверях его остановил Черкасов и сказал: «За водкой другой артист побежит». Ролан Быков удивился, а Черкасов ответил: «Потому что тот артист г…но, а ты – еще неизвестно».

«Так вот, – заключил Усков, обращаясь к юбиляру, – если бы ты сегодня был на той съемочной площадке, тебя бы за водкой не послали».


Справка «НИ»
Актер и режиссер Всеволод ШИЛОВСКИЙ родился 3 июня 1938 года в Москве. В 1961 году окончил Школу-студию МХАТ и был принят в театр актером. В качестве режиссера поставил во МХАТе спектакли «На всякого мудреца довольно простоты», «Сладкоголосая птица юности», «Свои люди сочтемся», «Мятеж». После 1987 года сосредоточился только на кинематографе. В 1972 году снял телевизионный сериал «День за днем». Режиссер фильмов «Миллион в брачной корзине» (1986), «Линия смерти» (1991), «Блуждающие звезды» (1991), «Кодекс бесчестия» (1993), «Приговор» (1993), «Люди и тени» (2001). В качестве актера снялся более чем в ста пятидесяти фильмах – «Наш дом» (1965), «Назначение», «Судьба» (1977), «Бедная Маша» (1981), «Валентина» (1981), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Никколо Паганини» (1982), «Влюблен по собственному желанию» (1982), «Торпедоносцы» (1983), «Военно-полевой роман» (1983), «Интердевочка» 1989), «Марш Турецкого» (2000), «Сыщики» (2001), «Опера» (2004), «Попса» (2005), «День денег» (2006), «Трюкачи» (2008). В 1988 году стал одним из инициаторов создания Гильдии актеров кино. Художественный руководитель Дома кино Союза кинематографистов России. С 2000 года преподает во ВГИКе. Народный артист России (1986).

Опубликовано в номере «НИ» от 5 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: