Главная / Газета 12 Марта 2008 г. 00:00 / Культура

Барби под запретом

Интернет начал поставлять музеям современное искусство

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В Москве открылась выставка австралийца Кейда Бушанана «Последний кукольный герой». Это уникальный эксперимент по переносу блог-культуры в музейное пространство. Кукольные герои самодеятельного художника, до того населявшие виртуальные миры, вышли к широкому зрителю и вынесли с собой все сетевые радости и проблемы.

Виртуальные герои в реальных галереях пока смотрятся довольно странно.
Виртуальные герои в реальных галереях пока смотрятся довольно странно.
shadow
В отличие от писателей, музыкантов и даже театральных деятелей, художники дольше всех хранили сетевую невинность. Истории насчет того, как в одночасье какой-нибудь певец, выложивший в Интернете свою нехитрую песенку, становится мегазвездой, к артмиру пока никак не относились. И до сих пор идут горячие споры насчет виртуальных галерей: можно ли торговать искусством с помощью экрана и мыши? Ведь всем известно, что картину нужно видеть в натуре, главное в ней – подлинность, никакие пиксели не передадут ее реальный вид. Иными словами, Интернет в художественной среде был и остается лишь подсобным средством для саморекламы и информации.

Между тем новая серия выставок «Галерея субкультур», которая запускается в Москве, должна изменить этот сугубо потребительский подход. Как выясняется, и в Сети есть оригинальные артзвезды. Первым среди них представлен Кейд Бушанан, получивший известность благодаря публикуемым на его сайте картинам-комиксам с игрушками. Суть бушанановского искусства в следующем: он берет культовых детских или киношных героев и превращает их в актеров пародийных сериалов.

Так, наибольшую известность в блогах получила его сага о кукле Барби. Идеальная блондинка усилиями художника постоянно находилась на грани нервного срыва. Сначала перед ней стояла страшная проблема выбора бойфренда – за это право вместе с Кеном боролся еще один кукольный проходимец. В результате душевных метаний она пристрастилась к алкоголю, наркотикам и беспорядочным половым связям. Вынуждена была войти в общество анонимных алкоголиков, где немедленно устроила драку. Затем попала в тюрьму со всеми прелестями сокамерных отношений. Итогом было полное перерождение Барби-недотроги в дикого маргинала.

Для московского показа была отобрана сравнительно новая серия интернетовских комиксов «Последний кукольный герой». Это пародия на телевизионные реалити-шоу. На игрушечный остров забрасываются разнородные куклы: тут уже знакомая нам Барби и Человек-Паук, и Х-Мен, и банальная неваляшка – иными словами, все, что нашлось в ящике современного ребенка. Теперь этим персонажам предстоит проходить испытания, бороться со своими вредными привычками и пытаться не «вылететь» на ежевечерних сборах. Проект, который в Сети подавался в виде фотографии с объясняющей подписью, для музейного шоу был перенесен на масштабные постеры и слайд-шоу. Кураторы, конечно, находят глубокие смыслы в игрушечных играх австралийца (якобы он выстывает тайные пороки общества потребления). Но скажем честно, смысла там не больше и не меньше, чем в любой пародии.

На примере этой выставки немедленно открылись все плюсы и минусы блог-культуры. Среди них два очевидных минуса. Во-первых, большая часть интернетовских «артзвезд» – это пересмешники. Давно замечено – чем откровеннее и бронебойнее шутки, тем больше на твоем сайте посетителей. Серьезность в Сети считается занудством и соберет очень узкий круг соратников. Во-вторых, изобразительный уровень пока не выходит за рамки типичного комикса. Интернет использует уже известные клише и методы, сотни раз апробированные поп-артом. Впрочем, эксперты уверены, что не за горами реальный бум сетевого искусства, которое окончательно вытеснит из галерей разного рода выставки-проекты.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 марта 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: