Главная / Газета 12 Февраля 2008 г. 00:00 / Культура

Башмет на коне

Российский дирижер стал лауреатом «Грэмми»

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

В Лос-Анджелесе в 50-й раз раздали музыкальные награды «Грэмми». Россия, традиционно сильная в классических номинациях, и на этот раз не осталась без статуэтки. Ее обладателем стал дирижер, альтист, руководитель ансамбля «Солисты Москвы» Юрий Башмет. Он победил в номинации «Лучшее исполнение в составе малого ансамбля». Американскую академию звукозаписи вдохновила работа музыкантов Башмета с произведениями Стравинского и Прокофьева.

Самый известный альтист планеты снова получил мировое признание.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Самый известный альтист планеты снова получил мировое признание.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Число номинаций американской премии зашкаливает за сотню, поэтому каждый уважающий себя заокеанский музыкант средней руки считает делом чести поставить на домашнюю полку пару-тройку таких статуэток. Иное дело – иностранные музыканты. Хотя премия считается международной, здесь, как и на «Оскаре», явное преимущество у своих. Чуть больше шансов у британских исполнителей. Тем не менее россияне с завидной регулярностью становятся номинантами и лауреатами «Грэмми». Тот же Башмет взял премию со второй попытки (он был номинирован и в прошлом году).

Помимо руководителя «Солистов Москвы», за награду боролась и Анна Нетребко (в престижной номинации «Лучшее вокальное исполнение классического произведения»). Ее победа была бы даже не менее логичной и ожидаемой. Но, судя по всему, академики попросту не решились обделить ушедшую из жизни американскую певицу Лоррейн Хант Либерсон, вручив ей «Грэмми» посмертно. Впрочем, у нашей оперной дивы, объявившей накануне церемонии о том, что она вынуждена сократить свой гастрольный график из-за беременности, очевидно, еще все впереди.

Между тем главные «сливки» с юбилейной церемонии сняла 24-летняя Эми Уайнхаус. Темнокожая британская певица безоговорочно победила сразу в нескольких самых престижных номинациях – «Запись года», «Альбом года», «Песня года», «Лучший дебют» и «Лучшее сольное женское поп-исполнение». В сентябре она была признана лучшей исполнительницей на британской MOBO Awards и получила ряд других престижных премий. Но накануне «Грэмми» Уайнхаус стала все чаще мелькать в таблоидах, которые поначалу судачили по поводу ее асексуальности, а затем наперебой стали сообщать о пристрастии новой звезды к алкоголю и наркотикам, о том, что она вместо гастролей по Великобритании отправилась в «турне» по реабилитационным клиникам. «Ее нос белее, чем заснеженные склоны Альп», – поэтично рассуждает главная желтая газета Британии Sun. И хотя подразумевается, что Академия звукозаписи должна руководствоваться только профессиональными музыкальными критериями, дружное признание Эми пятикратным лауреатом явно не обошлось без всей этой пиаровской шелухи. Главный же скандал состоял в том, что для участия в церемонии «Грэмми» американские власти отказали ей в визе. Все по тем же наркотическим причинам. В итоге главная героиня пела Америке по спутниковой связи из Лондона. Надо заметить, что ее «лучшая песня года» – Rehab – не произвела бы фурора даже на российских национальных музыкальных церемониях, не отличающихся высоким уровнем.

Несколько в тени «заснеженных склонов» Уайнхаус остался 58-летний рок-исполнитель и композитор Брюс Спрингстин. Его композиция Radio Nowhere победила в номинациях «Лучшая песня в стиле рок», «Лучшее сольное вокальное исполнение рок-композиции» и «Лучшее исполнение инструментальной композиции в стиле рок». Группа Foo Fighters стала лидером на фланге тяжелого рока. Они получили две «Грэмми» – за лучшее выступление в этом жанре и лучший рок-альбом. Рэпер Кэни Уэст оказался 4-кратным лауреатом, взяв ключевые статуэтки в своем жанре.

Уже ни для кого не секрет, что «Грэмми» – премия не только музыкальная, но и политическая. Если известный мировой политик хотя бы что-нибудь шепнул в каком-нибудь аудиорассказе (пусть даже связанном с его непосредственной деятельностью), его стараются непременно наградить. Премия, таким образом, получает хороший пиар. В числе других лауреатами становились Михаил Горбачев и Билл Клинтон, принявшие участие в озвучивании сказки Прокофьева «Петя и Волк». Но в этом году премия стала сверхполитической: лучшим аудиорассказом был признан диск одного из кандидатов в президенты США от Демократической партии Барак Омара. Его конкурентами оказались тот же Билл Клинтон и Джимми Картер.


РОССИЯ НА «ГРЭММИ»

В последние годы ни один список номинантов на премию «Грэмми» не обходится без россиян. Правда, ценят американские музыкальные академики только наших исполнителей классической музыки.
Лишь в 2007 году российские представители остались без «Грэмми», хотя в разных категориях были представлены камерный ансамбль «Солисты Москвы» вместе с художественным руководителем Юрием Башметом, дирижер Валерий Гергиев, оперная певица Анна Нетребко и скрипач Гедеон Кремер.
В 2006 году обладателем «Грэмми» стал россиянин Евгений Кисин в номинации «Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте». Так академики отметили его блестящее исполнение произведений Скрябина, Метнера и Стравинского. В категории «Лучшая оперная запись» награду получила меццо-сопрано Марина Домашенко.
В 2005 году российский пианист Михаил Плетнев вместе с аргентинской певицей Мартой Аргерич получили премию в номинации «Лучшее исполнение камерной музыки».
В 2004 году Мстислав Ростропович и Максим Венгеров стали лауреатами премии в номинации «Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра» за диск с записью скрипичного концерта Бенджамина Бриттена и концерта для виолончели Уильяма Уолтона. Максим Венгеров играл с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича.
В 2003 году лауреатом премии стали Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен в номинации «Альбом для детей в разговорном жанре». Экс-президенты и итальянская актриса выпустили двойной диск «Петя и Волк» и продолжение сказки «Волк и Петя», где Горбачев озвучивал вступления и эпилоги. В том же году премию получил Мстислав Ростропович «за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях». Это высшая награда премии и вручают ее отдельно, чтобы подчеркнуть всю важность события. За историю «Грэмми» наш композитор был седьмым по счету музыкантом, получившим столь высокую оценку.
В 2002 году российско-латвийский дирижер Гидон Кремер победил в номинации «Исполнение небольшого ансамбля» за проект «После Моцарта (Раскатов, Сильвестров, Шнитке и др.)».

Опубликовано в номере «НИ» от 12 февраля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: