Главная / Газета 8 Февраля 2008 г. 00:00 / Культура

Певица Алена Свиридова

«Хочу публично выступить в защиту Бритни Спирс»

ВЕСТА БОРОВИКОВА

Алена СВИРИДОВА – певица, давно и прочно входящая в число самых известных российских поп-исполнителей. Из всей эстрадной плеяды 90-х она выделялась действительно красивыми песнями, в число которых вошли такие хиты, как «Розовый фламинго», «Просто кончилась зима», «Никто никогда». После вынужденного перерыва, связанного с рождением сына, певица вернулась на сцену, не потеряв интереса к музыке и с удовольствием участвуя в самых интересных проектах – например, в российском фестивале босановы. Алена стала одной из главных звезд и на юбилейном концерте «Новых Известий», который состоялся в Кремле в ноябре прошлого года. А в эту пятницу Свиридова представит на сцене МХАТа им. Горького свой новый альбом – «Сирена, или 12 историй, рассказанных на рассвете». Накануне концерта она все же нашла время, чтобы встретиться с корреспондентом «НИ».

shadow
– Алена, перед нашей встречей я смотрела ваш сетевой дневник в ЖЖ и не могла не улыбнуться, читая один описанный вами эпизод. Это про то, как ваш сын посоветовал Пушкину спрятаться в траву, чтобы его никто не увидел и не ходить на дуэль. А вам от этой жизни не хочется спрятаться, как советовал ваш ребенок поэту?

– Ой, честно говоря, от этой жизни очень хочется спрятаться в траву. К сожалению, мы не имеем права себе этого позволить. Но я думаю, что Пушкин все же был настоящим бойцом. Он не прятался тогда и не спрятался бы и сейчас.

– Слушала вашу «главную» песню из нового альбома «Сирена». Из нее вытекает, что красота словно провоцирует мир на насилие. Люди бегут от красоты, сказки, иллюзии. Как вы думаете, почему?

– Люди вообще склонны втаптывать в грязь кумиров, которых они сами же себе и создали. Свежий тому пример – история вокруг Бритни Спирс, которую сейчас подвергают жестокой и безумной травле. Толпа, которая когда-то сама превознесла ее до небес, сегодня не упустила случая ее растоптать. У этой, по сути, совсем еще юной девушки даже отобрали детей. И после такой реальной жизненной трагедии никто не упускает случая ударить ее за любой промах. На нее нападают и рвут на части, как крысы. У меня даже возникла идея как-то публично выступить в ее защиту. Так устроена толпа: она получает удовольствие вознести человека и еще большее удовольствие – его растоптать.

– У вас лично был опыт таких отношений с публикой?

– Такого – нет, хотя на ранней стадии я сталкивалась с предвзятым ко мне отношением. Но всегда понимала, что я не купюра в сто долларов, чтобы нравиться всем. Если честно, я не чувствую тотальной близости с народом. И вполне допускаю мысль, что и народ может ее не чувствовать. Я всегда пела для определенной части публики, которая раньше называлась интеллигенцией. Сейчас это слово утратило свой смысл, но я надеюсь, что люди, для которых литература и музыка – не пустой звук, относятся ко мне с пониманием и, может быть, даже любовью. А от остальных я этого и не жду.

– На вашем сайте в Интернете поражает открытость, с которой вы общаетесь. Не боитесь, что потом пожалеете об этом?

– Я надеюсь, что ко мне на сайт заходят люди, которые относятся ко мне хорошо. То есть априори это друзья. Честно говоря, мне редко попадались люди, которые в мои распахнутые объятья приходили с толстой фигой в кармане. В таких случаях я очень переживаю, но это бывает крайне редко. Хотя в обществе у нас сейчас совершенно предгрозовое состояние, и, на мой взгляд, скоро может произойти социальный взрыв, но я точно знаю, что в сознании того, что все вокруг совсем не в розовом свете, я жить не могу. Я лучше буду жить в иллюзии. И совершенно точно знаю, что если буду как можно больше отдавать миру добра, у меня будет гораздо больше шансов получить его обратно, нежели человеку-сейфу, который ничего не отдает и ничего не получает взамен. Конечно, бывают издержки, когда ты получаешь совсем не то, чего ожидаешь. Но редко.

– Показалось, что ваш альбом пропитан ностальгией по юности. Что вы потеряли и что приобрели по сравнению с собой семнадцатилетней?

– Жизненный опыт. Вы знаете, мне с детством повезло. Я росла в любви. Со мной не случалось ничего плохого. И я выросла с уверенностью в том, что все вокруг хорошие и добрые и жизнь прекрасна. Не ждала ни от кого ни зла, ни обмана. И, когда я поняла, что это не так, это было для меня большим разочарованием. И с тех пор я не могу отказать себе в удовольствии сбежать в эту иллюзию, в которой все осталось таким же, как в том мире, где мне было семнадцать. И там, широко распахнув душу навстречу всему, жить.

– Приехав в этом мироощущении в Москву, вы быстро нашли себе людей, которые вас понимают?

– Мне очень везло и везет на людей. Когда я приехала, встретила талантливых людей, которые мне помогали много и совершенно бескорыстно. Миша Хлебородов снял для меня такие красивые клипы! Музыканты встретились совершенно замечательные...

– Какой вы видите судьбу нового альбома?

– Вы знаете, в нем много человеческого, искренних чувств, не замешанных на желании понравиться. Поэтому, я думаю, он будет услышан.

– Мне кажется, вас после этого альбома станут называть Сирена Свиридова. Потому что эта песня имеет все шансы стать абсолютным хитом. Кто написал вам ее?

– Я сама. Как и все остальные песни альбома. Взяла гитару и написала «Сирену» за полчаса. И стихи, и музыку. Альбом написан в совершенно непривычном, новом жанре, который, я думаю, будет открыт в будущем.

– Почему вы выбрали именно МХАТ как площадку, на которой будет представлен ваш новый альбом?

– Потому что это камерная сцена, и для моего камерного, акустического, очень доверительного альбома она наиболее органична. «Олимпийский» требует совершенно иной музыки.

– У вас уже был опыт использования театральной площадки для реализации себя не только как музыканта. Причем опыт совершенно бескорыстный. Что он вам дал?

– Да. Я два сезона отработала в «Школе современной пьесы» у Райхельгауза. Платили там действительно катастрофически мало, но я делала это с большим удовольствием, и, если будет еще серьезное театральное предложение, я готова буду вновь поступиться материальной выгодой ради искусства.

– Вы легко находите понимание у тех, кто может финансово поддержать ваши музыкальные проекты? Или это сложно?

– Это сложно, но это возможно. С новым альбомом мне помогли финансово справиться мои друзья, не посторонние люди. Безусловно, продвижение проекта требует больших финансовых вливаний, с которыми я вряд ли бы сама справилась.

shadow – Как вы считаете, можно добиться успеха, обладая только талантом?

– Нет. Одного таланта недостаточно. Нужно обладать колоссальной жизненной энергией. Когда тебя закатывают в асфальт, а ты прорастаешь, как трава. Эта сила, если она есть, дается человеку от рождения. Я бы с удовольствием писала песни, не задумываясь, как их донести до людей. Но редко могу себе это позволить. Пожалуй, только в последние пять лет, когда у меня родился ребенок, я занималась семьей и была абсолютно счастлива. Для меня вообще характерна такая позиция: «Любить, так любить. Работать, так работать».

– Были у вас такие ситуации, как у Леннона, когда он ушел в семью? К нему приезжал Маккартни с гитарой, чтобы спеть новую песню, а Леннон выгонял его: «Убирайся со своей дурацкой гитарой, я занят сыном».

– Да. На самом деле, я считаю, что Леннон делал правильно. Потому что жизнь не состоит только из написания песен, делания карьеры и мелькания по «ящику». Все зависит от того, что тебе на самом деле нужно в определенный момент. И я пяти секунд не жалела, что за эти годы моя карьера пошла на спад.

– А если вам больше просто не захочется петь?

– Вполне допускаю это. Но поскольку энергии у меня много, она просто войдет в иное русло.

– И вы спокойно отнесетесь к тому, что вы как певица перестанете существовать?

– Вы знаете, существует такая вещь, как время, которое тебе отпущено, чтобы творить. Юрий Антонов писал совершенно гениальные вещи, а потом перестал писать вообще. Он не пишет ничего нового уже давно и просто поет старые вещи. Потому что время, отпущенное ему на творчество, вышло. Источник иссяк. И, если я буду чувствовать, что иссякает и мой источник и мне нечего больше будет сказать, то насиловать себя не буду. Честно говоря, за последние три года я не написала ни одной песни. Потому что я ничего не хотела сказать в песнях. Зато я написала книжку. А потом вдруг пошли песни одна за одной, и я никак не могу остановиться, все говорю и говорю.

– На любом хорошем концерте я как зритель всегда получаю колоссальный прилив позитивной энергии. И не раз думала о том, что же происходит с тем человеком на сцене, который со мной и другими зрителями этой энергией делится. Ведь из него должны уходить все силы?

– Нет. Это абсолютно взаимный процесс. Если на концерте все происходит так, как ты хочешь, то после концерта я чувствую, что могу разгрузить еще целый состав. До пяти ночи меня колбасит, потому что энергии море, и я никак не могу успокоиться.

– Какая публика дает вам наибольший драйв?

– Не бывает плохой аудитории. Бывает неумение артиста установить с нею контакт. Аудитория – она, как дети. После института я год работала в школе учителем пения. И могу вам сказать, что любая аудитория ничем не отличается от третьего класса. Научишься овладевать вниманием тридцати восьми третьеклассников, которые бесятся и носятся, и тебе любая аудитория не страшна. Законы те же.

Шоу-бизнес перестал собирать большие залы. Как вы думаете, идем ли мы в сторону хорошего камерного шансона?

– Я надеюсь. Мой альбом как раз камерный. Я замечала, что в предыдущих альбомах я использовала идеи, к которым народ приходил через несколько лет. В 1987 году я пела в стиле r’n’b, который только сегодня, наконец, завоевал эфир. Надеюсь, это произойдет и сейчас, и нас всех ждет камерная музыка «для сердца».

– Как вы думаете, музыка может изменить сознание человека, сделать его лучше?

– Я думаю, что единственное, что может изменить человека в лучшую сторону, – это он сам. При наличии желания. Пока еще ни одна идея, даже самая хорошая, не нашла своего полного воплощения в жизни людей. Любимый народом православный тезис «Бог простит, если ты раскаешься» дает отсутствие стимула духовного роста. С индуизмом все не лучше. Религия гуманна, а в Непале расстреливают королевскую семью. Ситуация с Бритни Спирс сложилась в христианской стране. Все зависит только от усилий самого человека. Тогда, может быть, общество изменится в сторону добра. Говорят, есть другая жизнь. Говорят, в Австралии люди не запирают дома и могут ночью остановить машину, и тебя довезут и не ограбят. Но я в Австралии не была...


СПРАВКА

Певица Алена СВИРИДОВА родилась 14 августа 1965 года в городе Керчь (Крым). В детстве вместе с родителями переехала в Минск, где окончила музыкально-педагогический факультет местного педагогического института. Там же дебютировала в качестве певицы на Белорусском радио, затем на сцене – в музыкальном спектакле Минского драматического театра, где до этого некоторое время работала концертмейстером. В 1993 году с хитами «Никто – никогда», «Просто кончилась зима» и «Розовый фламинго» буквально ворвалась на российскую эстраду. С тех пор записала пять альбомов. В 1998–2002 годах вместе с Николаем Фоменко играла в Антрепризе Людмилы Гурченко, участвовала в мюзикле «Бюро «Счастье». Снялась в музыкальном телефильме «Военно-полевой романс» (1998), картинах «Три мушкетера» (2004), «Смерть по завещанию» (2006). В 2006 году вышел ее роман «Чемоданное настроение». Заслуженная артистка России (2004).

Опубликовано в номере «НИ» от 8 февраля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: