Главная / Газета 31 Января 2008 г. 00:00 / Культура

Битва аукционов

Российских олигархов пытаются отучить от яиц Фаберже

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Знаменитые аукционы и антиквары мира по-прежнему считают Россию одним из самых перспективных направлений. Правда, стереотипы, связанные с нашими коллекционерами, меняются очень медленно. До сих пор считается, что у нас покупают только русское, нечто драгоценное и до боли знакомое. Яйца Фаберже – то, что нужно. В этом году арт-дилеры намереваются переломить ситуацию и привить олигархам любовь к Пикассо и импрессионистам. Первый раунд битвы за «новых русских» намечен на ближайший вторник, когда с молотка пойдет импрессионизм.

Западные аукционы призывают богатых россиян заплатить за «Портрет Доры Маар» Пикассо не менее 8 млн. долларов.<br>Фото: AP. AKIRA SUEMORI
Западные аукционы призывают богатых россиян заплатить за «Портрет Доры Маар» Пикассо не менее 8 млн. долларов.
Фото: AP. AKIRA SUEMORI
shadow
Недавно два крупнейших аукциона – «Сотбис» и «Кристис» – обнародовали свои прибыли от русских продаж. Выяснилось, что деньги растут как на дрожжах: выручка на 45% больше той, что была в прошлом году (324 млн. долларов). Понятно, что главным событием в антикварном мире оказалась продажа коллекции Ростроповича–Вишневской, на корню скупленная для дворца в Стрельне, и пасхальное яйцо фирмы Фаберже («Ротшильдовское»), приобретенное бизнесменом Александром Ивановым для своего музея. Здесь можно выделить две четкие тенденции: во-первых, вещи скупаются не столько из личного удовольствия, сколько из неких патриотических и музейных целей. Поэтому говорить о каких-то «новых» коллекционерах и изменениях вкусов тут не приходится: появляется на рынке русский шедевр – за него борются господа из Москвы. Во-вторых, как бы критики не восхваляли авангард, современное искусство или особенно любопытные экзотические вещи (типа восточного арта), антиквариат – по-прежнему способ вложения денег, а деньги «отбивают» Айвазовский, Маковский и другие солидные живописцы с ювелирами XIX столетия.

Впрочем, в конце прошлого года наметились перемены, которые явно аукнутся в этом сезоне. Человек, который намерен приобрести картину за полмиллиона долларов, способен доехать до Лондона, чтобы увидеть ее на предаукционной выставке. Однако «Кристис» и «Сотбис» готовы тратиться на перевозку и аренду залов (то Дома Пашкова, то Исторического музея), чтобы нефтяные олигархи могли самолично убедиться – штуковина стоящая. Вслед за англичанами потянулся шведский аукционный дом. Глядишь, в столице возникнут и менее раскрученные игроки. Правда, и шведы, и австрийцы, и французы везут в Москву наши старорежимные раритеты, оказавшиеся за границей.

Второй важный момент – все активней западные дилеры пытаются продать русским фирменный товар – западный модернизм. Англичане очень рассчитывают на то, что февральские торги импрессионистами не останутся без русского внимания. На них обычно устанавливаются мировые рекорды. Такого рекорда на «Сотбисе» ждут от «Портрета Доры Маар» Пикассо и от раннего пейзажа Моне (вид заснеженной дороги за начальную цену в 8 млн. долларов должен быть по душе обитателям средних широт). В свою очередь, «Кристис» продает пикассовскую «Испанскую танцовщицу» за 4 млн. долларов и редкую картину бельгийского сюрреалиста Магритта (3 млн.). Между тем особо подчеркивается, что в компанию с западными лидерами логично попали картины Кандинского (целый десяток) и ранняя абстракция Натальи Гончаровой. Русским не будет скучно.

В качестве разминки к предстоящей битве за импрессионистов буквально в ближайшее время пройдут торги рисунков старых мастеров. Для нас это вообще неосвоенный пласт. Конечно, приятно иметь в коллекции быстрый набросок Рембрандта, стоимость которого 200 тыс. долларов, или примерно за ту же цену фривольную картинку любимого французскими королями XVIII века Франсуа Буше. Одна загвоздка: хрупкая графика требует особого внимания, средств хранения (то есть на корпоративе ее не покажешь), да и ценителей у нее раз-два и обчелся.

Что касается основных тенденций на нашем, отечественном рынке старинных вещей и картин, прогнозируемых на 2008 год, все они сводятся к двум позициям. Прежде всего окончательно «устаканился» рынок советских, соцреалистических полотен. Если раньше живопись Пластова, братьев Ткачевых или Герасимова была не более чем предметом ностальгии, сегодня на нее установилась четкая цена, зависящая от качества (всякого рода незавершенные полотна, вытащенные с пыльных полок из мастерской, уже не проходят). Даже в соцреализме сформировался музейный уровень.

Другая сенсация – невероятный рост интереса к нумизматике, которая до того была на обочине арт-дилерства. Нынче медали, ордена, наградные знаки стали горячим товаром. Отсюда и конфликты с заграничными аукционами, которые неожиданно выставили на продажу советские ордена. Наконец, свежая и несколько опасная новость – антикварный рынок ожидает взрыв: продажа памятников архитектуры. Мораторий отменен с Нового года, но никаких четких механизмов по аукционам исторической недвижимости не прописано.

Опубликовано в номере «НИ» от 31 января 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: