Главная / Газета 30 Января 2008 г. 00:00 / Культура

Сфера культурных услуг

Ольга ЕГОШИНА
shadow
В течение довольно долгого времени в нашем театре существовала концепция: «все для искусства». И актеры, и режиссеры, и зрители должны были преодолевать любые преграды, если этого требует Аполлон. Зрители спокойно сидели на неудобных стульях, терпели обливания водой, выдерживали спектакли-марафоны (от 6 до 11 часов). И не жаловались, поскольку «искусство требует жертв».

Сейчас появилась абсолютно новая парадигма восприятия: театрального учреждения как коммерческого предприятия; спектакля как коммерческого продукта. А коли так, то возникает фигура зрителя-покупателя, который всегда прав. Покупателя, которому должно быть комфортно и удобно этот театральный продукт потреблять.

Время подвалов и скамеек для зрителей прошло. Практически все наши театры озаботились ремонтом помещений. Худруки рассуждают об удобстве зрительных кресел с пафосом, какого не дождешься при обсуждении репертуарной политики. Театры начали щеголять друг перед другом не только именами режиссеров, но ассортиментом буфетов, удобством автостоянок, продвинутой системой распространения билетов.

Новшества, вводимые сферой обслуживания, становятся предметом искреннего интереса театральных менеджеров. «Ночной проект» в РАМТе – одна из последних хитовых новинок в этом направлении. Пару дней назад премьерой «Платонов. III акт» по Чехову в столице стартовал новый театральный проект, в рамках которого спектакли будут начинаться в 9 и 10 вечера. Иногда ночные спектакли будут идти сразу после окончания традиционного семичасового представления. А иногда день будет освобожден целиком для ночного показа. Пока у «ночных» спектаклей есть ограничения на продолжительность, чтобы зрители смогли добраться до дома, используя общественный транспорт. Но, по замыслу организаторов, вполне можно представить себе время, когда спектакли будут начинаться после полуночи и заканчиваться к утру.

Ночная жизнь издавна была привилегией богатых аристократов. Скажем, одной из самых занятных современниц и страстных любовей Пушкина была Авдотья Голицына, которую аристократический Петербург звал Princesse Nocturn («ночная княгиня»). Обворожительная красавица вставала поздним вечером и ложилась спать в шестом часу утра. Великосветская капризница могла себе позволить эти прихоти.

Как выясняется, и в веке XXI существует довольно значительное количество людей-сов, которые либо искренне предпочитают сумрак ночи, либо считают ночную жизнь более соответствующей имиджу «нового русского». Поэтому с каждым годом растет сфера услуг, учитывающая интересы этой прослойки общества. Москва окончательно превращается в ночной город. Работают не только супермаркеты, кафе и рестораны, парикмахерские и тренажерные залы. Не отстают и «острова культуры»: ночные кинотеатры, книжные магазины, открытые до часу ночи.

Теперь в борьбу за «сов» и трудоголиков включился театр. Хотя сама идея «ночного спектакля» – идея не новая. Театралы помнят, что когда-то в Театре на Таганке уже были спектакли, начинавшиеся в 22 часа. Но не привились. Как не привилась и сама идея. Но время в очередной раз потребовало «новых форм», если не художественных, то хотя бы административных.

Облик потребителя «ночного проекта» пока выглядит достаточно расплывчатым. Ночные спектакли адресованы тем зрителям, которые традиционно «опаздывают к 7 часам». Правда, по мысли устроителей эти «хронически опаздывающие» должны относиться к «активной части» населения и быть готовыми потратить деньги на более дорогой по сравнению с обычным билет (сейчас цена в 600 рублей вполне умеренна на общем московском фоне).

Насколько ставка на «сов» себя оправдает, покажет время. Если честно, я не верю, что посещению театра больше всего мешают транспортные пробки. И сомневаюсь, что наши бизнесом занятые до позднего вечера граждане после напряженного трудового дня поспешат именно в театр. Думаю, что утром, днем и вечером зрителя в театр проще всего заманить хорошим спектаклем. А удобное кресло, удобная стоянка и удобное время – только ингредиенты к этому основному блюду.

На данный момент самая уязвимая часть нового проекта – его репертуар. Старт начат вялой постановкой актера РАМТа Александра Доронина, которая была осуществлена на новой площадке – в «Черной комнате». Далее по замыслу устроителей в проект войдут спектакль Rock-n-Roll Life, созданный с участием живых музыкантов и группы «Моби Дик». И постановка «Роман с кокаином» режиссера Олега Рыбкина, ранее игравшаяся на малой сцене РАМТа. Если честно, ни первое, ни второе, ни третье название не выглядят особенно привлекательными.

Конечно, можно вспомнить набившую оскомину поговорку о первом блине. Но – велик шанс, «горелый блин» может испортить сковородку.

Пока РАМТ ведет переговоры с российскими драматургами о написании пьес для нового проекта. Но сложно представить себе специальную «ночную пьесу», хотя, возможно, ее героиней станут ночная княгиня Авдотья Голицына или еще более знаменитая русская «сова» – Иосиф Сталин.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

Опубликовано в номере «НИ» от 30 января 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: