Главная / Газета 17 Января 2008 г. 00:00 / Культура

Бой с призраком оперы

За билетами на спектакли Большого театра в Париже выстраиваются очереди

МАЙЯ КРЫЛОВА, Париж

Во французской столице в разгаре гастроли балетной труппы ГАБТа. «Последний раз мы были в Париже четыре года назад, – сказал «Новым Известиям» директор Большого театра Анатолий Иксанов. Теперь мы показываем новых исполнителей и новый репертуар». Для руководителя балета Алексея Ратманского эти выступления – своеобразное испытание. Именно в Париже на прошлых гастролях Ратманский был представлен труппе в качестве нового худрука. Теперь во Франции он как бы дает отчет о проделанной работе. Судя по овациям после спектаклей, загодя распроданным билетам и французским комплиментам состоянию труппы, экзамен сдан с высоким баллом.

Выступления балета Большого театра во Франции проходят на сцене «Опера Гарнье», в роскошном здании XIX века, потолок которого расписан Марком Шагалом. Гастроли открылись старинным «Корсаром», который совершенствовался прямо на ходу: Ратманский уже во Франции рискнул поставить новый коротенький танец наложниц в начале действия. «Корсар» критиковали за длинноты, но восторгались богатством хореографии и зрелищностью. «Закрытое платком женское лицо и пачка, открывающая ягодицы, танец восточный и героическая классика, драма и комедия – такие сочетания наделяют «Корсара» весьма причудливой экзотикой, – написала французская Le Monde. – Удивительное дело, что этот балет все-таки немножечко серьезный, изобилующий такими неподъемными темами, как проблемы религии, рабства, жажды наживы, секса и любви».

Балерины Светлана Захарова, Светлана Лунькина, как и танцовщики (Николай Цискаридзе, Андрей Меркурьев и Иван Васильев вкупе с кордебалетом) получили свою порцию похвал. Во второй раз «пиратский» балет показали в середине гастролей, и здесь отличилась Мария Александрова, вышедшая на сцену после свалившего ее прямо в Париже гриппа, но тем не менее затмившая своего тяжеловатого партнера Дмитрия Белоголовцева. После удалого русского «Корсара» артисты балета Парижской оперы, с их геометрической точностью и сдержанностью манеры, кое-кому во Франции показались пресноватыми.

В дни гастролей во дворце Гарнье открылась выставка, посвященная знаменитому французскому хореографу Ролану Пети. Экспозиция приурочена к его 84-летию и показам спектакля ГАБТа «Пиковая дама» в постановке Пети с Николаем Цискаридзе в главной партии. Играя Германна, Цискаридзе темпераментно работал лицом и свирепо сверкал глазами, превращая пушкинскую историю в подобие экранизации немого кино. Le Figaro высоко оценила эту роль Николая, но есть и отклик любителя на французском балетном сайте: роль исполнена с «замечательным драматизмом, очень лично и часто захватывающе», при этом зритель отмечает исполнительский нарциссизм, который ведет к переигрыванию.

В тот же вечер показали «Игру в карты» Алексея Ратманского. Как и в случае с «Корсаром», исполнителей этого балета в Париже преследовали болезни и травмы: Ратманскому даже пришлось срочно менять мизансцены, потому что один из танцовщиков «сломался» буквально в последний момент. Французские балетоманы описали спектакль как «красивый, стремительный, исполненный вдохновения», а присутствовавшая на балете Сати Спивакова сказала «НИ», что «Игра», построенная на перекличке и изменчивости музыкальных ритмов Стравинского, – «интересный эксперимент». Впрочем, критики откликнулись по-иному: «Хореограф Алексей Ратманский с «Игрой в карты»… не оставляет неизгладимых впечатлений».

Третий балет «тройчатки», отрывок из «Баядерки», был призван подтвердить класс театра в классическом танце, и жаль, что наш кордебалет в Париже не поразил синхронностью (уставшие, видимо, девушки поднимали ноги тяжело, с разной скоростью и под разным градусом). Но и зрителям, и критикам очень понравились в «Тенях» Светлана Захарова и Денис Матвиенко, да и второй состав – Надежда Грачева и Андрей Уваров, которые, хоть и не представили «бестелесности» и особых трюков, но стилистически удачно продемонстрировали преимущества своего многолетнего опыта.

На показах Большого театра в Париже побывали посол России во Франции Александр Авдеев, министры французского правительства, художник Эрик Булатов. Киноактер Константин Крюков из-за зрительского ажиотажа не смог приобрести билет в кассе и очень просил пресс-службу театра о помощи. Из Англии на спектакль специально приехал певец Брайан Ферри, сделавшийся настоящим балетоманом после летних выступлений Большого в Лондоне. Теперь парижанам осталось посмотреть «Спартак», в котором будет участвовать премьер театра Ковент-Гарден Карлос Акоста.

В общем, наш балет не зря приехал в Париж. И если б сопровождающий гастроли местный Оркестр Колонн не был столь слаб (несмотря на героические усилия дирижера ГАБТа Павла Клиничева), больших претензий к русскому балету у французов почти не было бы.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 января 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: