Главная / Газета 5 Декабря 2007 г. 00:00 / Культура

С чем едят панику

Английские актеры не умеют вести себя за столом

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Порадовав московскую публику мировыми именами, организаторы фестиваля «Сезоны Станиславского» под финал решили несколько снизить планку фестивальной афиши. И представили в качестве эксперимента постановку «Истерия» английской компании Inspector Sands and Stamping Ground Theatre. Актеры (они же авторы текста) решили обойтись без режиссуры и в результате продемонстрировали многообразные умения, кроме самого основного – умения выстроить историю и создать спектакль.

Пока британские артисты радовались своему присутствию на сцене, российский зритель скучал.
Пока британские артисты радовались своему присутствию на сцене, российский зритель скучал.
shadow
Одна из главных бед практически любых фестивалей последнего времени – все увеличивающийся зазор между хедлайнерами афиши и произведениями, которые сами устроители вежливо называют «балластом». Смешно и утопично требовать, чтобы фестивальная программа состояла из одних шедевров. Но и соседство Монбланов современного театра со скромными песочными куличиками, созданными разбросанными по миру неведомыми пупкиными, тоже наводит на мысли достаточно грустные.

Английская постановка «Истерия» – пример достаточно характерный. Рядом с грандиозными работами Эймунтаса Някрошюса (в этот раз фестиваль показал его «Вишневый сад», «Отелло» и «Фауста»), рядом с виртуозным музыкальным спектаклем «Фама» Кристофа Марталера продукция англичан смотрится примерно так же, как стишки домашнего производства рядом с «Войной и миром» или джойсовским «Улиссом».

Спектакль «Истерия» – достаточно типичный пример постановки из серии домашних радостей. О таких принято писать примерно так: как хорошо, что его создатели театром занимаются, а не портвейн (пиво) по подъездам (пабам) хлещут. Можно легко вообразить, сколько невинного удовольствия получили ее авторы (они же исполнители) Люсинда Айслер, Бен Льюис, Джулия Инносенти, комбинируя бессвязный и претенциозный текст, набитый псевдонаучной терминологией, газетными клише и обрывками литературных диалогов. Можно представить, как они резвились на репетициях, сочиняя десятки несвязанных этюдов и немедленно вводя их в спектакль.

Одна из несправедливостей театрального ремесла в том и состоит, что чем веселее и отвязнее процесс репетиций, чем больше радуются участники, тем скучнее зрительному залу. Каждый помнит какой-нибудь соседский домашний спектакль, где в восторге все, кроме тех, кому выпало изображать публику.

Впрочем, английские исполнители честно по ходу действия пытаются расшевелить зрителей. Мужчина то и дело, выходя на авансцену, разражается монологами, пародирующими газетными новостные ленты. А то вызывает добровольца для сугубо научного эксперимента: «Чувствуете ли вы свой затылок, если вы его не видите?» Впрочем, первый доброволец ответ на вопрос о затылке дал абсолютно неправильный (чувствую-де свой затылок), и актеру пришлось использовать подсадную утку в лице Директора Британского совета в Москве, чтобы получить ожидаемое – «нет, свой затылок я не чувствую».

За час, пока длится действие ужина в ресторане, трое действующих лиц (Мужчина, Женщина и Официант) успевают изобразить широкую гамму самых разнообразных чувств (от нестерпимого желания сбегать в туалет до любовной истомы, от паники до экстаза, от логических дебатов до любовного воркования). Кончается спектакль хеппи-эндoм: Мужчина и Женщина кидаются друг другу в объятья, а пессимисту официанту остается значительная порция десерта для подкрепления слабеющих сил. Надо ли говорить, что обещанных на афишах паники, конца света и демонстрации умения вести себя за столом англичане так и не предъявили.

У нашей столичной публики долгий тренинг ну очень плохими постановками вырастил довольно специфический тип фестивального зрителя. Он научился расслабляться и получать удовольствие от самых сомнительных зрелищ и сохраняет веру в то, что следующий спектакль точно будет лучше, как бы часто ожидания его ни обманывали.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 декабря 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: