Главная / Газета 31 Октября 2007 г. 00:00 / Культура

«Завтра» будет лучше, чем вчера

На свет появился новый Московский международный кинофестиваль

ВИКТОР МАТИЗЕН

В конкурсе форума артхаусного кино «Завтра», завершившегося в понедельник, участвовало 10 картин преимущественно молодых режиссеров, и еще 11 были показаны вне конкурса. Жюри под предводительством знаменитого голландца Йоса Стеллинга присудило призы в пяти нетрадиционных номинациях – лучший звук, лучшее изображение, лучший актерский ансамбль, лучшая история и лучший фильм. Две последние награды и 100 тыс. долларов на следующую постановку достались Джону Карни (Ирландия) за фильм «Однажды», рассказывающий о молодых дублинских музыкантах.

Герои фильма «Однажды» покорили сердца членов жюри фестиваля.
Герои фильма «Однажды» покорили сердца членов жюри фестиваля.
shadow
Чтобы отделить новый фестиваль от прочих, организаторы заявили, что он «не подчиняется никаким правилам» – ни представлениям о культурной значимости, ни понятиям о формате, ни какой бы то ни было идеологии. Однако не стоит преувеличивать революционность нового мероприятия – что бы ни говорили устроители, фильмы делают не они. Кураторы могут лишь выбрать из того, что сделано другими, а эти другие вынуждены подчиняться общим правилам кинопроизводства, сколь «независимым» оно бы ни называлось.

Существенной оказалась, пожалуй, лишь одна установка организаторов – на «живое кино», в котором «проявляется личность автора». Отразилась она, прежде всего, в атмосфере фестиваля – действительно живой и неформальной. Конечно, так начинались многие кинофестивали, которые затем регламентировались, сегрегировались и официализировались, но стоит надеяться, что завтра будет по-другому.

Конкурсная программа оставила приятное впечатление. Не стану порицать выбор жюри, которое выбрало в качестве гран-призера симпатичную (но не более того) ирландскую картину, но лично мне показалась более предпочтительной трагикомедия Корнелиу Порумбойю «2:08 к востоку от Бухареста». События в картине происходят в день 16-летия со времени падения режима Чаушеску, и телеканал маленького румынского городка пытается ответить на вопрос, действительно ли в их местечке произошла революция. Выходит что-то вроде «парадокса кучи»: для каждого жителя в отдельности никакой революции не было, был обычный день с обычными делами, а для всех вместе это было значимое и потому запомнившееся событие. Жаль, что у нас не сняли ничего подобного об августе 1991-го или октябре 1993-го.

Прессе фестиваль преподнес особый подарок – два «Интервью», первое из которых сделано покойным Тео Ван Гогом (в 2004 г. его убил исламский экстремист), а второе (ремейк) – Стивом Бушеми, который сыграл в нем одну из двух главных ролей. Это своего рода образцы минималистского кино, снятого за мизерные деньги и многократно окупающегося. Действие замкнуто в пределах квартиры молодой кинозвезды, куда присылают для интервью немолодого политического журналиста, которому плевать и на кино, и на свою собеседницу. Но профессия берет свое – и начинается психологическая игра, где собеседники то ли откровенничают, то ли симулируют откровенность, но в любом случае с неприятными последствиями для обоих. Оба фильма еще раз подтверждают старую истину, что захватывающее (и ненадоедающее от повтора) представление могут устроить на экране всего два актера, которые играют по хорошему сценарию и в присутствии хорошего режиссера. И даже один, который умеет превращать свое лицо в экран, отражающий движения души.

Главными событиями нового фестиваля стали два ожидавшихся фильма – «Здравозахоронение» Майкла Мура и «Душка» Йоса Стеллинга. Мур, как явствует из названия его картины, избрал своей новой мишенью американскую медицину (точнее, страховую медицину) и прошелся по ней тяжелым катком. «Месседж» его фильма чрезвычайно прост, а логика кажется неумолимой: лечение в США стоит так дорого, что для большинства американцев возможно лишь за счет страховки, а страховые компании заинтересованы в том, чтобы отказывать в ней как можно большему числу больных. Чтобы опереться на доказательный материал, Мур собрал (с помощью интернет-обращения) более 20 тысяч «нестраховых случаев», выбрал из них наиболее душераздирающие и проинтервьюировал авторов. Но этим не ограничился, а поехал за «положительными примерами» в Канаду, Англию, Францию и даже на Кубу, то есть в страны, где медицинское обслуживание (и в некоторых случаях лекарства) обеспечиваются государствами. В этой части его картина стала подозрительно напоминать пропагандистские советские фильмы о преимуществах социализма, но Мур не социалист и тем более не коммунист, он лишь полагает, что медицина, равно как образование и правоохранение, должны быть делом государства даже в такой насквозь капиталистической стране, как США. Тем более это касается России, которая от страха перед вторым пришествием коммунизма кое в чем стала капиталистичнее дяди Сэма.

Если «Интервью» снято будто специально для журналистов, то показанный на закрытии «Душка» сделан словно нарочно для киножурналистов. Главный его герой – голландский кинодраматург (его играет утонченный Жен Бервуц), столь же часто бывающий на восточноевропейских киносмотрах, как и сам Стеллинг, а почти все ретроспекции фильма – ехидные, но точные – относятся к российскому кинофестивалю, весьма напоминающему международный «Кинотавр» времен Марка Рудинштейна. На этом фестивале герой случайно знакомится со странным малым (замечательная роль Сергея Маковецкого), какие встречаются на всех премьерах и на всех кинофестивалях. Не то халявщики, не то бескорыстные любители кино, часто бесцеремонные и с тараканами в голове, но, в сущности, безобидные и в чем-то трогательные. И вот этот малый вдруг появляется в Голландии, приходит в гости к герою и… остается. Хозяин квартиры вроде бы и не прочь выставить нежданного гостя, но мешают интеллигентность, благовоспитанное сочувствие к малым мира сего и, видимо, собственное одиночество, когда рад будешь и ручному медведю, который громко чавкает, не очень вкусно пахнет, говорить не умеет, зато может принести в зубах домашние тапочки и оставить после ухода ощущение пустоты в доме. Если немного обобщить, все это можно прочесть так: «Вот они, русские – дурно воспитанные, но, в сущности, милые и небесполезные». Если сильно обобщить, то вот она, Россия, которая втирается в европейский дом. Но можно и не обобщать почти бессловесный фильм, который если что-то и говорит, то на своем, образном киноязыке, который не имеет однозначного перевода на язык понятий. Словом, побольше бы «Завтра» таких картин.


ДРУГИЕ ПРИЗЫ:

Лучший звук – «Магнус», Эстония
Лучшее изображение – «Фунуке», Япония
Лучший актерский ансамбль – Стив Бушеми и Сиена Миллер, «Интервью», США

Опубликовано в номере «НИ» от 31 октября 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: