Главная / Газета 22 Октября 2007 г. 00:00 / Культура

Сушите перья

Голливудские сценаристы объявили о забастовке

ВИКТОР МАТИЗЕН

С 1 ноября драматурги Голливуда могут «зачехлить» перья. Гильдия теле- и киносценаристов знаменитой киностудии получила от своих членов согласие на проведение забастовки. В голосовании участвовало более 5 тыс. сценаристов США, и 90% из них одобрили решение начать забастовку до момента подписания новых трудовых контрактов. Ключевым нерешенным вопросом являются порядок и размер выплат за онлайн-шоу и другие телепрограммы.

Текущий трехлетний контракт между Гильдией и Союзом кино- и телепродюсеров, представляющих тысячи голливудских студий, истекает 31 октября, и если к этому моменту стороны не достигнут соглашения, то с 1 ноября драматурги прекратят работу. «Правила забастовки» предписывают им, в частности, не писать новых диалогов и не вносить изменений в уже написанные сценарии. По оценкам специалистов, имеющихся на студиях заделов хватит от силы на месяц, после чего начнется сценарный голод, который отразится на всем кинопроизводстве, а значит, на десятках тысяч людей – режиссерах, актерах, агентах, стилистах, визажистах и декораторах. Предыдущая забастовка сценаристов, которая прошла в 1988 году, длилась пять месяцев и принесла студиям убытки в полмиллиарда долларов.

Переговоры двух отделений гильдии, восточного и западного, с союзом велись с июля и до сих пор не дали результатов. Основная дискуссия развернулась вокруг предложения студий отменить существующую уже несколько десятилетий систему отчислений («роялти») сценаристам со вторичного рынка продаж. Продюсеры настаивают на том, чтобы гонорары выплачивались только после того, как будут компенсированы затраты и получена прибыль.

Со своей стороны, сценаристы считают, что их гонорары должны включаться в производственные бюджеты. «Как можно ставить пьесу, не выплатив гонорар автору?» – спрашивают они, считая, что в случае перехода на систему отчислений с прибыли их будет легко обмануть, поскольку «продюсеры будут искусственно увеличивать затраты и занижать прибыль». Другим камнем преткновения стал вопрос о том, как должно выплачиваться вознаграждение драматургам при онлайновых трансляциях – через мобильные телефоны или iPod.

«Нам не удалось сблизить позиции. Более того, расхождение даже усилилось. Это все закончится катастрофой, и виновато в ней будет нынешнее руководство гильдии», – заявил глава Союза кино- и телепродюсеров Николас Каунтер (забавно, что Сounter в переводе с английского означает «счетчик») после того, как руководители объединения прервали переговоры.

Забастовка, в первую очередь, может привести к остановке производства новых серий «Отчаянных домохозяек» и «Анатомии страсти», которые уже вышли в телевизионный эфир США.

В прошлый раз угроза стачки возникала в 2001 году, но была снята после того, как Гильдия сценаристов теми же 90% голосов одобрила условия соглашения с Союзом продюсеров. Это трехлетнее соглашение, названное «Базовым минимумом 2001», предусматривало увеличение минимального начального вознаграждения за кино- и телесценарии на 3,5 процента за каждый год действия трехлетнего контракта и принесло драматургам примерно 40 млн. долларов дополнительного дохода. В 2004 году оно было продлено еще на три года, но в этом году коса снова нашла на камень.

Между тем права стали качать и российские кино- и теледраматурги. Сценарист известного сериала «Следствие ведут знатоки» Александр Лавров обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на Государственный фонд теле- и радиопрограмм, а также на другие органы государственного управления. Он требует от Европейского суда обязать эти инстанции выполнять решения российских общегражданских и арбитражного судов о том, что любое использование кинокартин может происходить только с договорного согласия их сценаристов, режиссеров и актеров и при условии выплаты авторского вознаграждения. Этот вопрос имеет давнюю историю, но воз и ныне там. В результате многие звезды советского кино заканчивают свои дни в нищете, в то время, как фильмы с их участием не сходят с телеэкранов.


КСТАТИ

В России гонорар телесценариста в среднем составляет 3–5 тыс. долларов за серию. Средний гонорар киносценариста – 40–50 тыс. долларов. Мэтрам сценарного дела, естественно, платят больше. В США соответствующие цифры на порядок выше, так что, дописав к суммам российских гонораров еще один «ноль», можно примерно получить нынешние заработки голливудских драматургов, которые они теперь требуют повысить.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 октября 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: