Главная / Газета 18 Октября 2007 г. 00:00 / Культура

Буреломом по медведю

На автора косолапых мишек взглянули по-новому

ДАРЬЯ РЕШЕТКО

После скандала с отправкой во Францию русского соц-арта Третьяковская галерея решила внести в свою жизнь небывалый покой и умиротворение – а именно, показать москвичам юбилейную (175 лет со дня рождения) выставку Ивана Ивановича Шишкина. Его «Утро в сосновом лесу» и «Рожь» знает, пожалуй, каждый россиянин – как-никак, ели конфеты с мишками и открывали букварь абсолютно все. Исходя из этого, цель кураторов выставки – развенчать сложившиеся в советское время представления о художнике и стереть с его творчества налет глянца – кажется практически невыполнимой. Впрочем, набивший оскомину передвижник действительно предстает с несколько новой и неожиданной стороны.

Нельзя не отдать должное монументальности выставки – из музейных и частных коллекций по России и СНГ было собрано более двухсот работ. Всевозможные полянки, пасеки, чащи, рощи и буреломы окружают посетителя со всех сторон и в огромном количестве. От столь массового скопления деревьев на небольшом пространстве даже становится немного не по себе. Возможно, причина в особенности стиля Шишкина: природа на его работах величественна, неподвижна и дотошно хрестоматийна, как на фотографии. Это особенно видно на ранних работах художника, написанных им во время учебы у немецких мастеров. Солнечные лужайки с радостными дюссельдорфскими крестьянами выглядят поистине идиллично: колосья сказочно играют на солнце, кроны деревьев необычайно зелены и густы, а сельские домики умилительно аккуратны.

Впрочем, объяснение следует почти сразу, в так называемой творческой лаборатории художника. Это стенд с предметами, представлявшими интерес для Шишкина и раскрывающими его уже с другой стороны. Художник профессионально фотографировал – это должны подтвердить заимствованные из Политехнического музея тяжелые старинные фотокамеры, проекторы того времени («волшебные фонари») и многочисленные снимки, удивительно похожие на уменьшенные версии картин Шишкина: вот откуда в его работах такая поразительная точность и детальность.

В центре зала тянется длинный туннель. В нем представлена еще одна область творчества Шишкина – графика, офорты, тональные, карандашные и перьевые рисунки. В этих видах искусства художник действительно превзошел многих и даже, как считают некоторые критики, свое собственное живописное наследие. К сожалению, выставляться постоянно они не могут (бумага выгорает, а тонкая работа портится от света), поэтому перемещение подобного нестандартного творчества из «запасников» в один ряд с известными работами действительно вносит в атмосферу свежую струю.

На офортах Шишкин часто повторяет мотивы своих масляных работ, однако слегка изменяет их на каждом новом оттиске – отсюда появляется множество законченных произведений, тонких, оригинальных и, как ни странно, гораздо более живых, чем монументальные полотна. Завершенность поражает глаз: ни одна жилка на тысяче листьев не упущена, а нити паутины на деревьях не превосходят по толщине доли миллиметра.

Крупные полотна зрелого Шишкина, уже нашедшего свой творческий метод и сумевшего слегка «оживить» поля и буераки, логически завершают экспозицию. Здесь и играющая на солнце «Кама» – монументальная картина, долгое время считавшаяся утерянной, и «Корабельная роща», и «Утро в сосновом лесу», мишек на которой, по одной из версий, писал не Шишкин, а Савицкий. В это, кстати говоря, несложно поверить – заблудившийся в лесных дебрях художник перестал уделять внимание фигурам людей и животных.

Взамен присущей ранним работам легкости приходит прямо-таки «богатырская» тяжесть – именно такой монументальный патриотизм почему-то и стал олицетворять Шишкин в умах нашего поколения. Причина, возможно, в тяжелом периоде, который переживает похоронивший двух жен и детей художник. На солнечные поляны выпадает снег, лужайки сменяются темными чащами и непроходимыми буреломами, напоминающими, как говорит одноименная картина, «лесное кладбище». Угадавший этот «советский» образ родной природы художник был растиражирован в учебниках и на конфетах, однако времена изменились – а значит, способен измениться и взгляд на его творчество.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 октября 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: