Главная / Газета 10 Октября 2007 г. 00:00 / Культура

Витамины на голодный желудок

Киноплакаты 20-х и 30-х годов пытались приободрить советских граждан

ЕВГЕНИЯ ДРОЗДОВА

Московской публике впервые представлена эксклюзивная коллекция киноплакатов середины XX века. Несмотря на то, что многие афиши к известным в то время кинофильмам разошлись по миру или вовсе были утеряны, организаторам удалось порадовать столичных ценителей графического искусства яркими своеобразными холстами. По мнению экспертов, современное искусство декорирования и рекламы уходит своими корнями как раз в эпоху броских и шокирующих афиш, приковывающих взгляд.

Интернациональное счастье кинохудожники изображали убедительно.
Интернациональное счастье кинохудожники изображали убедительно.
shadow
В уникальную коллекцию киноплакатов преимущественно вошли полотна Антона Бельского. И не случайно: выставка бы вовсе не состоялась, если бы родственники известного графиста не согласились предоставить дорогие сердцу дедовские плакаты. Новаторство Бельского в области плакатного искусства не берется оспаривать никто, глядя на несвойственные той эпохе «кричащие» цвета и четкость линий. Контрастное сочетание красок на плакатах к отечественным фильмам «Цыганская кровь» или «Дума про казака Голоту» является непременной опознавательной особенностью. Как известно, у кинематографистов 1920–1930 годов не было возможности снимать на цветную ленту, да еще и со звуком, поэтому плакатисты считали главной своей задачей, чтобы «при виде афиши останавливались не только люди, но и лошади». Эта коллекция уникальна еще и потому, что плакаты существуют только в одном экземпляре – их невозможно было тиражировать, ведь все они были рисованными.

Играть с цветом, иногда даже перебарщивая с яркостью так, что рябило в глазах, мастер жанра Бельский очень любил, что и видно на киноафише «Петька, Митька и Чемберлен»: красно-желто-зеленые буквы на фиолетовом фоне не признак безвкусия, а новый красочный взгляд на реальность, спасительный для жителей серой Москвы конца 30-х годов.

Помимо оригинальных полотен Бельского, в коллекции представлена иллюстрация «первопроходца» в области плакатного искусства Владимира Стенберга, чье авторство узнаваемо по логотипу «1Стенберг1». Вместе с братом Георгием в самом начале творческого пути они создали свою оригинальную манеру изображения, что выражалось и в особой кропотливой прорисовке, и в использовании специальных красок (которые братья изготавливали сами). «Вы посмотрите, что они творили без всяких компьютеров! Сегодня подобные шедевры делают только лучшие из лучших, при этом все равно обращаясь к прародителям графики», – прокомментировала «НИ» внучка художников Виктория Стенберг.

Создавая новые и новые афиши, радующие глаз, «законодатели» графического жанра, по ее словам, придерживались двух основных правил: «цвет должен быть естественным, иначе он вызывает ощущение нездоровья» и «человек может воспринимать только один акцент». Выполняя плакат к ленте «Закон жизни» в 1940 году, Стенберг твердо следовал данным «заповедям»: на женском лице (крупным планом) взгляд притягивают только ярко-красные губы, которые контрастируют с синим фоном. Виктория Стенберг, указывая на красочный плакат, добавила: «Какая жизнерадостность… и это на голодные-то желудки! Для холодной и серой Москвы их творчество было как витамин, способствующий жизни!» Кстати, внучка не преминула заметить, что и сама бережно хранит коллекции легендарных плакатистов.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 октября 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: