Главная / Газета 14 Сентября 2007 г. 00:00 / Культура

Ангельская чертовщина

Современные художники разделились на сторонников светлых и темных сил

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В Музее современного искусства открылась выставка «Новый ангеларий», на которой показаны 144 работы с изображением ангелов. Лучшие московские художники взялись за написание небесных созданий. По мнению устроителей этого проекта, сегодня снова стали актуальны проблемы духовного свойства (эпатаж и скандалы отошли на второй план). Между тем практика показывает обратное – рядом с ангелами в музеях и галереях выстроились целые полки демонов, скелетов и прочих темных сил. Не иначе как вскоре грядет серьезная битва Добра и Зла.

Ангелы и демоны хорошо уходят с аукционов.
Ангелы и демоны хорошо уходят с аукционов.
shadow
Среди почти полутора сотен ангелов в музее имеются необычные экземпляры. Совсем не похожие на церковных отроков в длинных одеждах. Например, Зураб Церетели выставил бронзовую фигуру Чарльза Чаплина. Оказывается, с точки зрения президента Академии художеств, Чаплин был сущий ангел (ничего, что тиранил жен и был не по-ангельски любвеобилен). Далее идет парящий в свете прожектора белый плюшевый заяц. Еще имеется разрезанная темно-синяя подушка с вывалившимися из нее перьями – это ангелы спускаются с небес. Или, например, уже ненавистные всеми прокладки с крылышками (художница Анна Желудь) – тоже, выходит, ангелы.

Однако самым интересным подходом к теме отличился всемирно знаменитый концептуалист Илья Кабаков. Он сделал инструкцию «Как изменить самого себя». Художник советует сделать из белой тюлевой ткани два крыла. Потом надеть их, заперев все двери и зашторив окна (процесс должен быть глубоко интимным). Пребывать в крыльях необходимо не менее 10 минут. Эффект по улучшению морального и интеллектуального состояния обнаружится недели через две. Крылья следует складывать в чистый мешок и хранить в шкафу, как дорогой костюм.

История живописания ангелов насчитывает почти две тысячи лет. Сначала это были невидимые божественные посланники, приносившие вести добрые и не очень. Затем они стали обретать человеческую плоть (с IV века нашей эры) и крылья. С последними легче добираться до святых и грешников. Наконец, в конце ХХ столетия эти крылатые отряды вышли в тираж и превратились в продукт массовой культуры. Крылья стали приделывать едва ли не к каждому существу и предмету – ангелами объявлялись все поп- и рок-звезды, подиумы заполнили манекенщицы в перьях. Наконец, по различным рейтингам, самой заказываемой татуировкой в 90-е годы оказались ангелы и их голубиные средства передвижения.

Пресыщение ангельской благостью не заставило себя ждать. Не случайно даже на московской выставке много глубоко издевательских картинок в духе поп-арта. Так, Дамир Муратов показал «Ангелов ВВС» – руководство по взлету и посадке (как правильно разбежаться, выдержать парение, а потом уже взлетать за облака). Живописцы Сергей Калинин и Фарид Богдалов, давно специализирующиеся на политических портретах, представили в виде ангелов президентов стран «большой восьмерки». Правда, Путин сидит чуть в глубине влиятельной группы, и его крылья почти не разглядишь. Наконец, стоит особо отметить трогательную таксу опять же с белыми крылышками. Однако создан портрет собаки особым способом вариоизображения (по типу «переливающихся» значков) – когда двигаешься вдоль картины, крылья вдруг пропадают, а на голове таксы вырастают дьявольские рожки.

Именно эта обратимость Добра и Зла – когда ангел превращается в демона – особенно заботит и заводит современных художников. Ведь кто такой дьявол, как ни падший ангел? Если посмотреть на последние достижения международных выставок, окажется, что посланников в хитонах давно сменили скелеты, а непременный атрибут моды 90-х – черепа и голые кости – обогнали в популярности приевшиеся крылья. Один из самых знаменитых художников нынешнего поколения Дамьен Херст представляет ангелов в виде летающих таблеток и тут же создает бриллиантовый череп, который продает более чем за 100 млн. долларов. Дьяволами и черепами населяет свои композиции одна из главных художниц Германии Иза Генцкен. В Венеции, например, она показала огромную петлю висельника с примостившейся на ней фигуркой черта и там же выставлены роскошные венецианские маски, одетые ею прямо на лица (точнее, на то, что от них осталось) выкопанных мумий.

Дьявольские «пляски смерти» смакует и один из самых изысканных мастеров сегодняшнего дня итальянец Анджело Филомено: он вышивает картины на шелке золотыми, серебряными нитями, бисером и драгоценными камнями. Его огромные шпалеры напоминают сумасшедшие видения Гойи – скелеты, парящие над городом и занимающиеся сексом. Однако именно они покупаются за 200 тыс. долларов на ярмарках и представляют новое поколение модных украшений.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 сентября 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: