Главная / Газета 21 Августа 2007 г. 00:00 / Культура

Умный шут

На Западе российских клоунов стали воспринимать всерьез

ВЕРА ЩИРОВА

Сегодня в столичном Театре юного зрителя завершается VIII фестиваль «Планета клоунады». Рыжие, лысые, носастые, ушастые, добрые и грустные клоуны, которых в последнее время проще встретить за границей, чем в России, съехались, чтобы посмеяться над собой и рассмешить зрителей. И прежде всего, как это ни удивительно, фестиваль был адресован взрослой публике, потому что, оказывается, даже клоунада бывает серьезной.

Не все клоуны одинаково смешны.<br>Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
Не все клоуны одинаково смешны.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow
Мы привыкли видеть клоунов исключительно в цирке. Они, спотыкаясь, появляются на арене только между основными номерами, чтобы зрители не заскучали. Однако, помимо манежных, существуют еще и театральные клоуны, которые кардинально отличаются от своих коллег. Как пояснил «НИ» Михаил Волошин из комик-труппы «Маски-Шоу», театральные клоуны никогда по ходу номера не повторяют фразы дважды. «Кто дурак? Я дурак?» – подобной цепочки вопросов от них услышать нельзя, да и вообще они мало разговаривают. А еще у театральных не пищат носы и не льются из глаз фонтаны слез, внешне они похожи на зрителей из зала и умеют не только рассмешить, но и заставить задуматься. Именно поэтому театральная клоунада прежде всего рассчитана на взрослую публику.

В этом году главными гостями фестиваля были комик-труппа «Маски-Шоу» и клоун-мим театр «Микос». Эти московские коллективы в России бывают только проездом, и поэтому каждое их выступление автоматически становится маленькой сенсацией. Так уж получилось, что клоунада как вид искусства в нашей стране почему-то не прижилась, хотя на Западе выступления «русских» проходят с аншлагами. Поэтому за последние десять лет, чтобы не голодать или не превратиться в «корпоративного» клоуна по вызову, с российским зрителем простились многие веселые ребята. Например, Валерий Кефт – тот самый Одуванчик с сачком, который пел песенку «Блю канари», живет в Лас-Вегасе. Там же обосновался и Леня Лейкин, в России его многие помнят по номеру с двумя телефонами «Низ-з-зя» – много лет назад его бесконечно крутили на центральных каналах. Ну а Вячеслав Полунин, перебравшийся в Лондон, вместе со своим «Снежным шоу» и вовсе не нуждается в представлении.

В лицо сегодня уже узнают и «Масок» и «Микосов», и если раньше западная публика на них ходила именно как на экзотику из России, то теперь покупает билеты на спектакли. И зачастую востребованность поражает. Как признался «НИ» один из «микосов» Николай Береза, иногда гастроли даже превращаются в «день сурка» – на одной сцене по шесть выступлений в неделю на протяжении четырех месяцев. Причем клоунов рады видеть не только в варьете, между закусками, но и в театрах. К примеру, во Франции последнее турне проходило только по театрам, в которых не меньше тысячи зрительских мест. Критики такую популярность русских клоунов объясняют душевностью и глубиной, что и делает их комедии ситуаций (без слов) понятными для всех.

В Москве «Микосы» показали новый спектакль «Лишь бы не было детей-2». Все персонажи узнаваемы, потому что когда-то они работали в цирке на Цветном бульваре: человек во фраке и непослушной челкой-париком (Николай Береза), заботливый Лё Наив (Сергей Иванов), запуганный Паганель (Сергей Давыдов), бесцеремонный директор вокзала (Евгений Атанов). То, что делают эти герои, удивляет, даже если смотришь спектакль не в первый раз: они легко запрыгивают на пианино, падают, не разбивая лоб, усложняют простые вещи до такой степени, что от смеха хочется плакать.

Сегодня все театральные клоуны с удовольствием работали бы в России, но менеджеры боятся связываться с несерьезным жанром. Они не верят, что смешные люди могут принести несмешные доходы. Сегодня фестиваль завершается, и артисты снова собрали чемоданы, чтобы уехать заграницу, где к клоунам уже научились относиться серьезно.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 августа 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: