Главная / Газета 20 Августа 2007 г. 00:00 / Культура

«Красиво как в сказке»

Гастроли Большого театра произвели сильное впечатление на лондонский бомонд

МАЙЯ КРЫЛОВА, Лондон–Москва

Последняя неделя лондонских гастролей балета Большого театра была выстроена умно. Сначала англичане потеряли голову от искрометного «Дон Кихота» (газета Financial Times написала: «Не будем преувеличивать, но шесть звезд этому спектаклю будет как раз впору»). Потом повторился «Корсар», с которого начался успех трехнедельного тура. На дневном показе в будний день зал был забит, а на вечерний спектакль был такой спрос, что аккредитованной прессе отказали в билетах. Успех имел и вечер одноактных балетов. А «Светлый ручей» оказался заведомым хитом после прошлогодних показов.

В центре внимания британской публики оказалась Светлана Захарова.<br>Фото: ИТАР-ТАСС
В центре внимания британской публики оказалась Светлана Захарова.
Фото: ИТАР-ТАСС
shadow
Англичанам не понравился лишь «Эльсинор» по мотивам «Гамлета», поставленный британским хореографом Кристофером Уилдоном. Спектакль назвали «запутанным» и темным по смыслу. Зато бессюжетный «Класс-концерт», в котором прославляется балетное ремесло, вызвал всеобщее одобрение. В Лондоне сформировалось мнение, что после многих лет гастрольного господства Мариинского театра ГАБТ все увереннее отвоевывает ведущее положение в британской столице, особенно на фоне провала прошлогодних гастролей Мариинки.

Выступления Большого театра удачно вписались в художественный контекст летнего Лондона. Ни о каком сезонном затишье здесь речи нет: выставка Дали в галерее «Тэйт», портреты Рембрандта и Хальса в Национальной галерее, нашумевший балет «Кар Мен» Мэтью Борна и экспозиция в Букингемском дворце, приуроченная к золотой свадьбе королевы Елизаветы и герцога Эдинбургского. Улица Сент-Мартин-Лейн, где находится «Колизеум», забита театрами, и у Большого буквально под носом работали мощные конкуренты. В соседнем доме, в Театре герцога Йоркского, каждый вечер собиралась толпа – поглазеть на голливудскую звезду Орландо Блюма, играющего в драматическом спектакле.

Артисты выступали в «Колизеуме», где нет балетных классов, а разминаться по утрам ходили в «Ковент-Гарден». Сцена узка для широкой души русских танцовщиков, и самые прыгучие регулярно приземлялись в боковые кулисы. В «Колизеуме» мало гримерок, не хватает душевых. Я видела, как прима-балерина Светлана Захарова, надев наушники, «проходила» свою партию за сценой, с трудом найдя свободный пятачок среди кучи реквизита. В балете «Класс-концерт» декорации потонули во мгле, в «Светлом ручье» трактора застряли на заднике, а корабль в «Корсаре», едва поместившийся в тесном пространстве за сценой, не хотел разламываться надвое в финале.

В театре продавали футболки и прочие штучки с надписью «Большой театр». Количество желающих приобрести фирменные сувениры резко увеличивалось в антрактах, когда зрители выходили в фойе. Англичане то и дело нарушали свою традицию не хлопать во время спектакля и аплодировали не только между танцами, но и – неслыханное дело! – во время танцев.

Едва ли не больше внимания, чем балетам, критики и зрители уделили артистам. «Я наслаждалась!», – повторяла после «Класс-концерта» прима-балерина Королевского балета Великобритании Алина Кожокару, имея в виду весь состав исполнителей. Николай Цискаридзе получил разные отзывы в газетах и в Интернете – от восторженных до скептических. О Захаровой писали как о балерине с изумительными линиями, которая стала лучше, чем раньше, владеть актерским мастерством. Был отмечен танец Марии Александровой и Дмитрия Гуданова, мастерство Геннадия Янина, Екатерины Крысановой, Андрея Меркурьева, выступления Сергея Филина и Анастасии Яценко. Особенно заинтересовали новые имена Большого театра. Молодые солисты «Дон Кихота» Наталья Осипова и Иван Васильев заставили говорить о себе весь Лондон, да так, как в прежние годы говорили о Плисецкой или другом Васильеве – Владимире. Хвалили оркестр и – за некоторыми оговорками – кордебалет.

Финальные спектакли стали еще и светскими событиями. Их посетили Борис Березовский, рок-музыкант Брайан Ферри и одна из солисток группы Spice Girls. Ферри побывал в театре дважды – сначала он посмотрел одноактные балеты и был в таком восторге, что пришел и на «Корсар», уже вместе с сыном. В интервью «Новым Известиям» рок-идол признался, что не смог устоять перед соблазном: «Вообще-то я люблю более современные зрелища, но спектакль красив, как фантастическая сказка, и артисты работают великолепно».

Худрук балета Большого театра Алексей Ратманский остался довольным результатами трехнедельного тура. «Хотя труппе было трудно привыкать к этой сцене, а под конец артисты очень устали, все работали здорово, и, слава Богу, обошлось почти без травм, – рассказал «НИ» г-н Ратманский. – В Британии благодарная аудитория, она ловит мельчайшие детали. Лондонская публика начала нам полностью доверять. Чувствуется, что большой балет здесь ждут и любят».

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: