Главная / Газета 9 Августа 2007 г. 00:00 / Культура

Иваново и детство

В Москву приехали провинциальные куклы

АЛЕКСЕЙ ГОНЧАРЕНКО

В минувший вторник в российской столице стартовал II Международный фестиваль театров кукол «У волшебной лампы». Первыми на нем выступили актеры кукольного театра из Иваново. Здешние мастера, конечно, не производят большого фурора, однако на фоне повсеместного застоя жанра в «городе невест», по крайней мере, не теряют желания творить и создавать нечто новое.

Маша и Медведь в глубинке не слишком креативные, зато добрые.
Маша и Медведь в глубинке не слишком креативные, зато добрые.
shadow
Провинциальные кукольники редко показываются в столице. Такую возможность им предоставляют только «Золотая маска» и представительный фестиваль Образцова. Для огромного города это капля в море. Особенно если учесть, что большинство московских театров кукол напоминают как раз не море, а, скорее, стоячее болото. Из городских они как-то незаметно превратились в районные, а то и микрорайонные, чья слава не выходит за пределы двух-трех соседних жилых кварталов. Фестиваль «У волшебной лампы» не от хорошей жизни попытался найти золотую середину – пусть не амбициозные, но крепкие спектакли для детей.

Ивановский театр кукол отличается тем, что сюжетами для спектаклей служат не привычные пьесы, а собственные инсценировки. Основой для них становятся, казалось бы, недетские сказки братьев Гримм про Бога и черта или истории про средневековые рыцарские турниры. Страшилки, которыми дети пугают друг друга на ночь, и ужасы из жизни театральных деятелей.

В Москву ивановские кукольники привезли два спектакля – «Веселые уроки» и «Ладушки-ладушки». Оба строятся как игра. Поводом для «Веселых уроков» стали смешные стихи Андрея Усачева, в которых он объясняет малышам азы счета, музыки и родного языка. Цифры с его легкой руки предлагается запоминать с помощью лунатиков, по очереди во сне сваливающихся со своей планеты, а изучению сольфеджио помогает малоизвестная нота «му». Оформление сцены похоже на игровую комнату, выкрашенную в яркие цвета. Ему подстать и улыбчиво большеглазые и радостно широкоротые куклы.

Актеры не стремятся играть детей. В нелепых кепках с растянутыми козырьками и не по размеру тучных комбинезонах, они играют самих себя – задорных клоунов. Двое мужчин и девушка все время подмигивают зрительному залу, в том числе и взрослым, постоянно иронизируя над школьными приключениями, при этом не отпугивая от школы тех, кого вот-вот отведут туда на целых 11 лет.

«Ладушки-ладушки» не стараются ничему научить. Да и сделаны они не так ярко, как «Веселые уроки», – скорее в осенних тонах. Это спектакль для трехлеток, которые не просто любят смотреть сказку, но еще им нравится тарахтеть скороговорки и отгадывать загадки, которые задаются со сцены. Трио актеров играет за небольшим столом, где уместились сразу две сказки. «Репка» и «Машенька и медведь» – самые кассовые названия театра кукол (благо, и в той, и в другой сказке двигателем сюжета являются неугомонные дедушка и бабушка и их самостоятельная внучка). Получается настоящий детский бестселлер.

Ивановские герои, с одной стороны, узнаваемы, а с другой – не похожи ни на одну другую девочку и ни на одного другого медведя, когда-либо рожденных в мастерских. Постановщики сыграли на контрасте – коренастенькая девочка, явно выросшая на качественных деревенских продуктах, попадает в гости к интеллигентному зверю в очках.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 августа 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: