Главная / Газета 6 Августа 2007 г. 00:00 / Культура

Загадки Ван Гога

Искусствоведы так и не научились отличать настоящие работы живописца от подделок

ВЕРА ЩИРОВА

Очередная работа Винсента Ван Гога в минувшую пятницу была объявлена подделкой. На этот раз эксперты утверждают, что картина «Портрет мужчины», принадлежащая мельбурнской Национальной галерее Виктории, стоимостью около 21,4 млн. долларов, на самом деле не представляет ценности. За последние несколько лет подобные заявления эксперты по живописи делали неоднократно.

Перед тем, как разочаровать Австралию, эксперты пристально вглядывались в «Портрет мужчины».<br>Фото: AP PHOTO/NATIONAL CALLERY OF VICTORIA
Перед тем, как разочаровать Австралию, эксперты пристально вглядывались в «Портрет мужчины».
Фото: AP PHOTO/NATIONAL CALLERY OF VICTORIA
shadow
Подозрения о том, что шедевр не является подлинником, были высказаны искусствоведами еще год назад, но тогда директор австралийской галереи Джерард Воган был на сто процентов уверен, что картина не может быть подделкой. Его даже не смущало то, что эксперты разглядели в работе странный для Ван Гога прием: портрет написан на холсте, волокна которого расположены в горизонтальной плоскости, что не свойственно художнику. И все же Воган прислушался к совету специалистов и отправил картину на экспертизу. В итоге на портрете, с 1920 года считавшемся творением Ван Гога и с 1940 года входящим в коллекцию Национальной галереи, было поставлено клеймо – подделка. Искусствоведы из Амстердама, проводившие исследование, уверены, что картина вышла не из-под кисти Ван Гога, так как имеет явные стилистические отличия от других работ. Экспертиза признала, что она была написана при жизни художника, приблизительно во второй половине XIX века, что является для австралийцев слабым утешением.

Директор мельбурнской галереи – не единственный, кого огорчили эксперты по Ван Гогу. Некоторое время назад сенсацией стало заявление о том, что единственный автопортрет художника, сделанный после того, как он отрезал себе ухо, тоже не настоящий. Норвежский историк Йоханнес Роэд несколько лет тщательно изучал работу, прежде чем решился объявить, что в Национальной галерее Осло трепетно охраняют не подлинник, а подделку. Впрочем, из-за этого вердикта галерея не понесла убытки. Напротив, скандал утроил количество посетителей, которые хотели собственными глазами увидеть легендарную фальшивку.

Не меньше шумихи было и вокруг разоблачения, а потом восстановления статуса пятого варианта «Подсолнухов». В 1987 году, сразу же после аукциона, на котором одна японская компания приобрела за 25 млн. фунтов стерлингов натюрморт «Подсолнухи», были высказаны подозрения в подлинности картины. Эксперты, долго изучая переписку художника и само полотно, высказывали предположения, что ее написал либо Поль Гоген, либо его друг Эмиль Шуффенекер. Но через 15 лет специалисты музея Ван Гога сошлись на том, что картина все же подлинник. Изначально экспертов смутило то, что в письмах Ван Гога упоминается только четыре подсолнуха, а о пятом речи не было. К тому же пятый был написан на необычном для художника холсте из джута. И все же все подозрения были сняты.

А в июле этого года под сомнение была поставлена еще одна картина, и в споры вокруг полотна Ван Гога оказалась втянута Россия. «Пейзаж после дождя с повозкой и поездом на заднем плане в окрестностях Овера», который хранится в Пушкинском музее в Москве, 59-летний Сур Бьенг Су из Южной Кореи назвал копией, потому что подлинник якобы на самом деле находится в его доме. В Пушкинском это беспочвенное заявление приняли как оскорбление. К тому же господин Су предоставил в музей только фотографии, по которым экспертизу не проведешь.

Но картины Ван Гога преподносят не только неприятные сюрпризы. Так, на прошлой неделе одновременно с объявлением о фальшивом «Портрете мужчины» эксперты сделали другое громкое, но уже приятное объявление. В Бостоне в музее изобразительных искусств случайно была обнаружена новая работа Ван Гога. Картина «Дикая трава», созданная в июне 1889 года, была спрятана под картиной «Ущелье», которая и входит в коллекцию музея. Полотно специалисты обнаружили случайно – при помощи рентгеновского оборудования, и ничуть не удивились. Оказывается, для Ван Гога такие «двойные» картины были нормой. От безденежья художник не мог покупать холсты и поэтому писал новые картины поверх уже завершенных работ.

В связи с тем, что Ван Гог оставил после себя так много загадок, а его современники – много подделок, вопросом об определении подлинности картин озаботились даже математики. Задавшись целью помочь искусствоведам, американские ученые из Корнеллского университета, проанализировав более ста картин Ван Гога, вывели формулу, которая вроде бы позволяет отличить оригинал от фальшивки. Ученые попытались выделить основные элементы манеры письма художника и перевели их в цифры. Теперь они надеются, что музей Ван Гога примет их разработку на вооружение и будет использовать в экспертизах картин.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 августа 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: