Главная / Газета 27 Июля 2007 г. 00:00 / Культура

Искусство не терпит духоты

В столичных театрах зрители и актеры падают в обмороки и учатся дышать без воздуха

ОЛЬГА СЕРЕГИНА

Этим летом в Москве было жарко не только на улице, но и на театральных подмостках. В столичных театрах, до сих пор не оснащенных кондиционерами, актеры чувствовали себя, как на пытке. Так, на второй день показа «Лебединого озера» Мэтью Боурна объявили, что второе действие спектакля будет играть другой исполнитель роли принца, потому что Кристоферу Марни стало дурно от духоты на мхатовской сцене. Не легче было и зрителям. Они не имеют дублеров, и поэтому в антрактах публика просто покидает театр не от разочарования спектаклем, а от невозможности дышать.

Зрители не хотят смотреть спектакли в душных театрах.
Зрители не хотят смотреть спектакли в душных театрах.
shadow
Долгие годы столичные театры благополучно закрывались в конце апреля – начале мая, открывались в сентябре – ноябре. Труппы отправлялись на гастроли, а зрительные залы простаивали в ожидании их возвращения. Победивший капитализм привел к тому, что театры просто не могут себе позволить долгие паузы и простои сцены. Московские театры теперь закрываются не раньше июня, а открыться норовят уже в июле. А в отсутствии основных коллективов театральные сцены заполняют гастролеры. Однако интенсивная эксплуатация сценических площадок летом выявила неожиданную проблему: практически все московские театры плохо кондиционированы. Нередко прямо во время действия идет шевеление в зале: кого-то, потерявшего сознание, понесли по проходу. Зрители размахивают веерами и программками, запасаются бутылками ледяной воды, стараются снять с себя все, что позволяет приличие и немного сверх того. Сильно декольтированные дамы в театральном фойе – это не дань традиции и моде, а настоятельная необходимость. Но все «домашние» средства работают плохо.

По понятной закономерности, чем лучше спектакль, тем больше желающих его посмотреть. Чем больше желающих, тем больше приставных мест в зале. Чем больше приставных мест, тем более душно. На премьере «Русского варенья» в Театре «Школа современной пьесы» зал был набит до отказа, все проходы были заставлены стульями. И руководитель театра принял решение включить кондиционеры. В результате в антракте забастовали актеры: из-за шума работающих кондиционеров они не слышали друг друга.

Душно в залах «Ленкома», традиционно заполненных публикой. В антракте «Города миллионеров» респектабельная пара поругалась из-за того, что жена все-таки настаивала досмотреть спектакль, а распаренный красный муж объяснял, что практически терял сознания от духоты, и не только то, что происходит на сцене, но и кто сидит рядом, – видел в тумане.

Любопытно, но именно театр стал первым публичным местом, где испытывали только что изобретенный кондиционер. В 1903 году в городском театре Кёльна был установлен первый кондиционер. И у всех приезжающих в город гостей появилась традиция непременно посетить этот театр и лично ощутить приятный холодок, которым веяло в зрительном зале и в театральном фойе. Век спустя мы можем только позавидовать этим счастливцам. У нас мечта о кондиционированных театрах пока остается мечтой.

Только во вновь отстроенных или всерьез отреставрированных зданиях (в Александринском театре, в филиале Большого театра, в Et Cetera) система охлаждения сделана по сегодняшним стандартам. Обещает наладить прохладу в МХТ Олег Табаков, когда начнется плановая реконструкция зала, и тогда, может быть, иностранные артисты прекратят падать в обмороки от жары на сцене.

Платя все более ощутимые суммы за билеты, мы пока не можем рассчитывать даже на минимальный комфорт в зрительном зале. Единственный совет, который можно дать театралам: ждите прохладных месяцев. А если тяга к искусству сильнее страха духоты, то выбирайте откровенные туалеты, вооружайтесь веерами и собственной системой охлаждения. Видимо, что-то изменится, когда в рекламе спектаклей появится заманчивое обещание: за качество сценической продукции не отвечаем, но прохладу в зале гарантируем!


Христофор ЧУССИ, администратор «Ленкома»:
– Около трех часов дня мы включаем все кондиционеры, чтобы охладить зал и сцену. Правда, на спектакле «Юнона» и «Авось» у нас всегда жарко, потому что дополнительной декорацией является дым, который заполняет зрительный зал, и чтобы кондиционеры его не раздували, мы их отключаем. В любом случае у нас на каждом спектакле дежурят два врача.

Георгий МАКРИДИ, заместитель директора по эксплуатации спектаклей «Школы современной пьесы»:
– Мы проветриваем зал перед спектаклями: у нас есть система кондиционеров и вентиляторов, а во время спектакля открываем двери. На случай, если кому-то станет плохо из зрителей, у дежурного администратора есть аптечка, а для актеров – у костюмера.

Дмитрий ШАРОВ, администратор «Современника»:
– Прохладу мы стараемся создавать, включая с самого утра охлаждающую систему. Но обычно к концу спектакля становится очень жарко, и это действительно проблема, решение которой зависит от директора. На случай, если кому-то нужна медицинская помощь, на спектаклях всегда дежурят два врача, а если уже совсем серьезно – рядом с нами находится поликлиника, иногда приходится вызывать помощь оттуда.

Алексей ПОРАЙ-КОШИЦ, первый заместитель директора – художественного руководителя МХТ им. Чехова:
– У нас сепаратная система кондиционеров стоит на сцене и в зале. Наши кондиционеры могут справляться с температурой в 28 градусов. Этими вопросами занимается специальная служба, которая с самого утра делает все возможное для охлаждения помещения. Также у нас всегда дежурят врачи, есть своя небольшая медсанчасть. Кстати, этим летом мы заменим все воздуховоды. Кондиционеры мы стараемся закупать качественные, чтобы работали бесшумно и не мешали актерам.

Опрос подготовила Евгения ДРОЗДОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 27 июля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: