Главная / Газета 26 Июля 2007 г. 00:00 / Культура

По третьему кругу

Российская публика любит старое кино в новом обличье

ВИКТОР МАТИЗЕН

Анализ итогов кинопроката в первом полугодии 2007 года подтверждает прошлогодний вывод «НИ» – общие сборы продолжают расти, хотя существенно меньшими темпами, чем раньше, а сборы российских фильмов дошли до потолка и даже немного снизились. Так, за первые 6 месяцев этого года кассовые сборы отечественных лент составили 78,6 млн. долларов (около 28% от общей суммы 284,6 млн.), а за аналогичный период прошлого года – 86,8 млн. А поскольку второе полугодие для нашего кино традиционно оказывается гораздо менее прибыльным, чем первое, гордиться результатами года вряд ли придется.

Как и в прошлом году, в топ-десятке проката три российских фильма – фэнтези «Волкодав», комедия «Любовь-морковь» и «молодежка», если обозначить этим словечком развлекательное кино «Жара» для молодых зрителей с лирико-комедийными моментами. Практически нет крутого экшна, если не считать таковым военно-патриотических «Спартанцев». Но главная особенность десятки в том, что она насчитывает аж четыре новых серии четырех старых киносериалов, два из которых оккупировали первые два места. А «Любовь-морковь» – это что, если не пятый вариант старой хохмы? А триста спартанцев сколько уже раз на экране появлялись? А «Волкодавов» под другими названиями мы что, раньше не видели?

То, что публика охотнее покупается на старое, чем на новое – очевидный признак застоя или, мягче говоря, стабилизации. Когда лучше, чтобы ничего не менялось: чтоб те же блюда на обед, те же ведущие в «ящике», то же начальство на своих постах. Нахлебались перемен, одним словом. То, что их нахлебалось старшее поколение – понятно, но оно-то сидит, телевизор смотрит, а в кино молодежь ходит, которая по идее должна быть чутка ко всему новому – ан нет, и ей старую жвачку подавай…

А вот наши родные миллионеры полугодия, их ровно дюжина: «Волкодав» – 20,2, «Жара» – 15,8, «Любовь-морковь» – 11,7, «Слуга государев» – 5,4, «Параграф 78» – 5, «В ожидании чуда» – 4,5, «Дерзкие дни» – 3,4, «Параграф 78-2» – 2,76, «Консервы» – 2,1, «Три дня в Одессе» – 1,5, «Мертвые дочери» – 1,4, «Неваляшка» – 1,1.

Задержим внимание на экшнах. Режиссеру Хлебородову нужно было очень сильно спустить рукава, чтобы вторая серия «Параграфа-78», вопреки общему течению, собрала почти вдвое меньше первой. То же относится и к режиссеру Кончаловскому-младшему, который после первого «Антикиллера» сильно забурел и совсем расслабился. А вот полтора миллиона «Трех дней…» и без малого полтора – «Мертвых дочерей» следует считать не провалом, а скорее успехом Алексея Пиманова и Павла Руминова: для дебютантов в большом кино это неплохо. Правда, «Три дня…» – всего лишь кинопродолжение телесериала «Александровский сад», а вот «Мертвые дочери» – на удивление не бессмысленный и стилистически оригинальный (несмотря на заимствования) ужастик. Тем более можно порадоваться и успеху «В ожидании чуда» Евгения Бедарева: несмотря на пошлое название и типовую фабулу (офисная и женская карьера замухрышки), смотреть картину забавно благодаря режиссерской изобретательности: пусть канва ваша, да узоры – наши.

В ограниченном прокате (до 150 копий) похвастать нам нечем – в первую четверть сотни наиболее успешных картин полугодия попала только одна российская – сортирная комедия Дмитрия Месхиева «7 кабинок» (600 тыс. долларов). С тех пор перешагнул этот рубеж, да и то слегка, только «Груз-200», по поводу которого отдельные чудаки все еще спорят, что это – комедия ужасов, некро-порно или актуальное политическое кино. А весь артхаус, как это ни прискорбно, расположился если не на уровне пола, то на уровне плинтуса – ниже 100 тыс. долларов. И никакие призы на «Кинотавре» и ММКФ не помогают ему преодолеть этот рубеж: «Кремень» собрал 53 тыс. долларов, «Простые вещи» – 48, а «Путешествие с дикими животными» и «Ничего личного» едва ли наберут и столько, каким числом копий их ни выпускай – загвоздка не в прокатчиках, а в публике.

Средняя цена кинобилета в России составляет 5,1 долл., что можно вычислить, поделив общий сбор на общее число проданных билетов (55,7 млн.). Поскольку население нашей страны – 143 млн., на одного человека пришлось 0,39 кинопосещения за полгода. За год хорошо, если набежит 0,6. Самый кассовый фильм, «Пираты Карибского моря-3», посмотрели 5,5 млн. зрителей. Вроде бы немало, но стоит помнить, что «Пиратов ХХ века» в свое время посмотрело более 100 млн. советских людей, из которых на территории нынешней России жило миллионов 60. Древние римляне, если бы придумали кинематограф, могли бы сказать: времена меняются, и спрос на зрелищное кино меняется вместе с ними. Не меняется только спрос на хлеб.


ТОП-ДЕСЯТКА ПРОКАТА-2007 (январь–июнь):

«Пираты Карибского моря-3» – 29,9 млн. долл. «Шрек-2» – 22,8 млн. долл. «Волкодав» – 20,2 млн. долл. «Жара» – 15,8 млн. долл. «Человек-паук-3» – 13,8 млн. долл. «Ночь в музее» – 13,1 млн. долл. «Такси-4» – 12,1 млн. долл. «Любовь-морковь» – 11,7 млн. долл. «300 спартанцев» – 10 млн. долл. «Призрачный гонщик» – 7,9 млн. долл.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 июля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: