Главная / Газета 25 Июля 2007 г. 00:00 / Культура

Свидание мальчика с Давидом

В Петербурге впервые встретились два шедевра Микеланджело

НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

В питерском Эрмитаже необычайный ажиотаж вокруг итальянской культуры: в Двенадцатиколонном зале устроили выставку в честь Микеланджело. Из Национального музея Барджелло привезли знаменитую скульптуру «Давид-Аполлон», что уже само по себе сенсация: эта работа впервые покинула Флоренцию. В зале двое – мраморный «гость» «Давид-Аполлон» и фигурка «Скорчившийся мальчик» из эрмитажной коллекции. Обе статуи созданы в мастерской гениального скульптора около 500 лет назад, но время быстро их разлучило, и с тех пор «герои» не виделись. Торжественное «свидание» проходит на фоне фотографий остальных шедевров Микеланджело, сделанных известным итальянским фотохудожником Аурелио Амендолой.

Название выставки звучит символично: «Давид с пращой, я с луком…». Это начальная строка четверостишия, написанного рукой Микеланджело на листе с набросками к мраморной и бронзовой статуям Давида. Их можно считать эпиграфом ко всему творчеству великого скульптора, так как метафора «Я с луком» означает не что иное, как «Я работал изо всех сил».

Для большинства любителей искусства имя Микеланджело ассоциируется прежде всего с гигантской мраморной статуей Давида, установленной в 1504 году перед Палаццо Векьо во Флоренции (Галерея Академии). Другая статуя Давида, из бронзы, была изготовлена скульптором для французского маршала Пьера де Роана, но в XVII веке была безвозвратно утеряна.

Как рассказал «Новым Известиям» куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского искусства Сергей Андросов, в Эрмитаже представлена третья статуя Давида работы мастера. История ее создания, по словам г-на Андросова, не совсем ясна. Искусствовед Джорджо Вазари был уверен, что статуя изображает Аполлона, и Микеланджело работал над ней для Баччо Валори, комиссара папских войск, занявших Флоренцию в 1530 году. Однако в списках фондов Палаццо Векьо XVI века скульптура значится как «Давид», поэтому за ней и закрепилось двойное название «Давид-Аполлон». «Скульптура юноши, наступающего ногой на овальный камень, не завершена, отсюда загадка: если это не завершенная голова Голиафа, тогда это Давид, а вдруг там должен был быть солярный шар, то есть солнечный атрибут Аполлона?», – задумчиво рассуждает Сергей Андросов. Как бы там ни было, знаменитая и загадочная скульптура впервые выставляется за пределами Италии. Для перевоза статуи в Петербург организаторам понадобилось письменное разрешение министра культуры Италии. В конце сентября, после окончания экспонирования в Эрмитаже, она сразу же вернется обратно во Флоренцию.

«Статуя «Скорчившийся мальчик» входит в собрание Эрмитажа с 1785 года, когда Екатерина II приобрела коллекцию малоизвестного английского коллекционера Джона Лайд-Брауна, – пояснил «НИ» доктор Андросов. – Фигурка задумывалась автором для проекта усыпальницы семейства Медичи («Новая Ризница» или «Новая Сакрестия»). Микеланджело поручил создать композицию для усыпальницы в 1520 году». Предположение это, по мнению Сергея Андросова, довольно спорное, но на набросках к капелле Медичи есть фигурка, похожая на «Скорчившегося мальчика». Трагический образ юного атлета, придавленного к земле, может ассоциироваться с флорентийской республикой, побежденной в XVI веке объединенными войсками папы и императора. Несмотря на полученные заказы, Микеланджело боялся, что Алессандро Медичи его убьет. Поэтому, считает доктор искусствоведения, изваяв мальчика, скульптор «собрал чемоданы» и уехал в Рим, с тех пор ни разу не вернувшись во Флоренцию.

Только сейчас искусствоведы получили возможность прямого сопоставления двух шедевров Микеланджело. Насколько помнит Сергей Андросов, до сих пор в Эрмитаже была одна-единственная выставка, посвященная Микеланджело, и состоялась она в 1975 году. «В той экспозиции тоже были представлены фотографии работ скульптора и бюст Брута из музея Барджелло, – говорит доктор Андросов. – Но теперь, я полагаю, новую подобную выставку надо ждать не ранее 2064 года – это будет год 500-летия со дня смерти Микеланджело». В крайнем случае, с улыбкой добавил искусствовед, есть еще надежда на 2025 год, когда мир будет отмечать 550 лет со дня рождения гения эпохи Возрождения. Хотя надеяться на ближнюю дату не стоит – итальянцы очень дорожат своими творениями и крайне редко отпускают их путешествовать в другие страны.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 июля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: