Главная / Газета 11 Июля 2007 г. 00:00 / Культура

И входит, и выходит

В Москве показали обыкновенную крестьянскую дверь, которая стала арт-объектом

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Вполне обычная, казалось бы, да еще и деревенская дверь может привлечь внимание, если ее показ правильно обставить. Именно это сделали в одной из столичных галерей, где проходит выставка крестьянского искусства, повлиявшего на русский авангард начала ХХ века.

Русские крестьяне за неимением холста расписывали свои двери.
Русские крестьяне за неимением холста расписывали свои двери.
shadow
Самая ранняя дверь с традиционным орнаментом на выставке относится к XVIII веку, а одна из поздних – 1942 года – называется «Прощай, Терентий» и изображает сцену расставания жены с супругом, уходящим на войну. Как выясняется, дверь в деревенском доме украшалась с внешней стороны, глядящей на улицу. Ничуть не меньше, чем, например, прялки или сундуки. Типичные росписи на ней – диковинные птицы, львы, виноград. Нередко встречается подобие портретов хозяев (даже с собакой), стражников и символы дородства и достатка (например, самовар и накрытый стол со штофом водки). Все эти вещи могли бы занять привычное место в краеведческом музее, если бы не были помещены в совершенно новый контекст.

Известно, что место и среда накладывают свои смыслы на произведения. Когда берется дверь, снятая с петель вологодского дома, а затем стараниями архитектора Георгия Франгуляна наподобие рекламного баннера встает в постиндустриальном зале, да еще на полу вычерчиваются авангардистские линии, эта дверь немедленно превращается в арт-объект. То же самое, как известно, проделал Марсель Дюшан в начале ХХ столетия, выставив в галерее покупную сантехнику.

Так или иначе меж расставленных по залу деревенских изделий теперь витают токи русского авангарда: примитивы Ларионова и Гончаровой, квадраты Малевича (чем дверь не предтеча супрематических движущихся форм?) и даже кубизм Пикассо. Все они черпали вдохновение в крестьянском искусстве. Именно в этой открытости для разных смыслов и сопоставлений прелесть выставки «Вход-выход».

Обычно картину сравнивают с окном – у окна тоже имеется рама, а вид наружу открывается со всеми принципами перспективы и композиции. Однако если брать картину авангардистскую, то для нее самым близким предком окажется уже не окно, а именно дверь. С одной стороны, дверь не предполагает визионерской реальности, как ее понимают академисты и реалисты. Дверь – это чистая форма без содержания, икона без образа святого. С другой стороны, она предтеча инсталляций (соединяет два мира) и разного рода интерактивных перформансов (создана, чтобы ее открывали). Тут сразу вспоминается знаменитая «Красная дверь» Михаила Рогинского, символ нонконформистского искусства 1960-х годов.

Помимо многочисленных исторических ассоциаций выставка имеет еще одно актуальное измерение – она невероятно созвучна сегодняшнему пониманию современного искусства. Это понимание было продемонстрировано на всемирной выставке «Документа» в немецком Касселе, которую мировая кураторская команда готовила пять лет. Согласно новой логике, чтобы быть актуальным, художник и галерист должны заглядывать не в будущее, а в прошлое, выискивая там неизведанные территории и предметы. И если для западных эстетов такими артефактами актуальности становятся арабская каллиграфия или африканские ковры, то для российских им может стать весь арсенал старых вологодских домов.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 июля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: