Главная / Газета 3 Июля 2007 г. 00:00 / Культура

Джинсы на красной дорожке

На кинофестивале в Карловых Варах в моду входят простые вещи

ЕВГЕНИЙ ГУСЯТИНСКИЙ, Карловы Вары

Сразу же после завершения ММКФ в чешских Карловых Варах открылся еще один кинофестиваль, относящийся к числу старейших и статусных в Европе. Он проходит в 42-й раз, и на нем покажут около 260 картин. Россию в главном конкурсе представляют «Простые вещи» Алексея Попогребского, немногим ранее ставшие фаворитом сочинского «Кинотавра». «Ужас, который всегда с тобой» Аркадия Яхниса и «Свободное плавание» Бориса Хлебникова участвуют в параллельном конкурсе «К Востоку от Запада».

Рене Зеллвегер недаром считается звездой: она может достойно выглядеть даже в повседневной одежде.<br>Фото: AP. PETR DAVID JOSEK
Рене Зеллвегер недаром считается звездой: она может достойно выглядеть даже в повседневной одежде.
Фото: AP. PETR DAVID JOSEK
shadow
В социалистические годы Карловарский кинофестиваль считался партнером Московского, но теперь, в условиях конкуренции, стал превосходить его по всем параметрам: и по уровню отобранных картин, и по их количеству, и по качеству организации. С каждым годом преимущества Карловых Вар возрастают. Их главный козырь – вовсе не роскошь и присутствие знаменитостей, за которыми упорно, но все менее успешно гоняется Москва, а вещи куда более витальные и важные – неформальный настрой, живая киноманская среда, отсутствие помпезности и гигантских амбиций (при наличии всех признаков события мирового масштаба). Его атмосферу создают не столько премьеры и светская жизнь, сколько простые зрители, преимущественно молодые, стекающиеся сюда со всей Чехии и из других уголков Европы и буквально оккупирующие город на время фестиваля.

Центральным событием первых дней стал приезд голливудской звезды и обладательницы «Оскара» Рене Зеллвегер. Посетить Карловы Вары ей советовала сама Мэдлин Олбрайт, уроженка Праги и экс-госсекретарь США. Правда, за несколько часов до начала фестиваля было объявлено, что визит Зеллвегер откладывается – при пересадке в Лондоне потерялся ее багаж, включавший бальное платье для церемонии открытия. Какового же было изумление, когда звезда «Дневника Бриджит Джонс» и «Чикаго» все-таки вышла на сцену – в джинсах и обыкновенной кофточке. Появление одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда в повседневном, а не в вечернем наряде вызвало особый восторг у публики. История с ее приездом нагляднее всего подтверждает демократичный дух Карловарского МКФ.

Под конец церемонии, эффектно стилизованной под социалистическое кабаре с его дерзким, но неприступным эротизмом, на сцену поднялся режиссер Том Ди Чилло, один из лидеров независимого американского кино, начинавший оператором у Джима Джармуша. Его новая трагикомедия «В бреду» открыла фестиваль. Представляя свой фильм высокопоставленным гостям, включавшим президента Чехии Вацлава Клауса, Том Ди Чилло заметил, что никогда бы не стал этого делать перед президентом Джорджем Бушем.

«В бреду» – повесть о молодом нью-йоркском бродяге (Майкл Питт), который подвизался ассистентом у такого же жалкого и одинокого папарацци (Стив Бушеми). С его помощью он попадает на звездные тусовки и вскоре сам становится кумиром толпы. «Жизнь по течению» выталкивает его из нищего в принцы, на красную дорожку, в мир dolce vita, превращает из маргинала в звезду. А друг-фотограф остается в обшарпанной квартирке, где мается от злости и ревности, мучаясь из-за невнимания того, кого он когда-то приютил…

Это свободное, невероятно артистичное кино о парадоксах славы и удачи, сделанное с сочувствием и симпатией к их пленникам и несправедливым жертвам. «В бреду» – это нью-йоркская сказка о звездной и городской пыли, какие еще умеют снимать классические «независимые». Фильм, превозносящий и разоблачающий «мечты идиотов»: они неотступны, но столь эфемерны, что разочарованные герои начинают бунтовать против их осуществления, ставя реальность выше любых иллюзий.

Первые конкурсные фильмы фестиваля пока выглядят пресным гарниром к панораме лучших картин года, чьи премьеры состоялись в Венеции, Берлине и Канне. Тем не менее стоит сказать про социальный и гуманистический настрой, обязательный для конкурсантов, но, конечно же, недостаточный для того, чтобы снискать настоящий успех и зарекомендовать себя как большое кино. Российские «Простые вещи» этому настрою соответствуют. Насколько они превосходят художественный уровень других конкурсных фильмов, станет ясно в ближайшие дни.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 июля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: