Главная / Газета 15 Июня 2007 г. 00:00 / Культура

Шедевр не желаете?

Какое искусство собирают сегодня западные олигархи

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ, Базель

В швейцарском Базеле начала работу знаменитая и самая крупная мировая ярмарка искусства. «Арт-Базель» задает моду на то, что сейчас актуально коллекционировать, за чем охотятся собиратели всего мира. Так, одна видеокартина Билла Виоллы или объект Капура оценивается дороже многих московских собраний, которые называют себя музеями современного искусства.

На мировом арт-рынке в особой цене радикальное и скандальное искусство.
На мировом арт-рынке в особой цене радикальное и скандальное искусство.
shadow
Для любого художника, галериста или коллекционера попасть на «Арт-Базель» – значит войти в элиту мирового искусства. Примерно то же самое, что оказаться в программе Каннского фестиваля. Но в отличие от кино, где нас более-менее знают и ценят, Россия находится пока лишь у ворот мирового художественного рынка. Пару лет назад на «Арт-Базель» приняли одну московскую галерею. И, понятное дело, здесь задают тон не популярные у нас Олег Кулик с Мамышевым-Монро, а совсем другие художники. Отсев идет жесткий – из 800 галерей, подавших заявки в выставочный комплекс, были допущены только 300. Количество прошедших отбор от каждой страны показывает нынешнюю расстановку сил: из США приехали 73 галереи, из Германии – 55, страна-хозяйка Швейцария получила 36 стендов. Дальше идут Англия (29), Франция (23) и Италия (21). Россия, у которой только одно место, замыкает список вместе с Австралией, Индией, Южной Африкой и Турцией.

Выставочное пространство ярмарки разделено на два уровня. На первом собрались солидные галереи, предлагающие классику. Конечно, картин Айвазовского, Шишкина и Саврасова здесь не найдешь. На «Арт-Базеле» «старыми» называют художников первой половины ХХ века. К примеру, Пабло Пикассо. Английская галерея Хели Нахмад обрушила целую лавину пикассовской живописи 1960-х годов из серии «Художник и модель». Одновременно продают знаковые вещи модернистов 1930–60-х годов, таких, как Пита Мондриана, Марка Ротко, Дианы Арбус. Естественно, здесь же невероятно ценящиеся классики 60 – 70-х годов Энди Уорхол и Жан-Мишель Баскиа – и не серийная графика, а эксклюзивные и монументальные вещи. Например, полотно Уорхола «Бриллиантовые грязные туфли» (туфли реально покрыты бриллиантовой переливающейся краской) нью-йоркская галерея Acquavella продает за 2,6 млн. долларов. Рядом, на стенде – уникальный «Портрет де Диего» итальянского модерниста Джакометти за 3,5 млн. И в самом центре экспозиции – натюрморт бельгийского сюрреалиста Магритта стоимостью 5,25 млн.

Однажды директор Пушкинского музея Ирина Антонова посетовала, что в России пока невозможно появление музея современного искусства. У нас до сих пор не покупали классику ХХ века. Нет даже хорошего уровня сюрреалистов (Дали, Магритт), не говоря уже об англичанине Фрэнсисе Бэконе (лидере международных продаж) или немце Георге Базелице. О гении видеоарта Билле Виоле до сих пор у нас мало кто знает. На «Арт-Базеле» же весь этот музейный набор, как на ладони.

В то время как большинство российских коллекционеров на лондонских аукционах выясняют отношения с XIX столетием, западные олигархи давно перешагнули рубеж 1990-х. Цены на звезд этих лет едва ли не выше, чем на старинных мастеров. «Ранние и дорогие» властвуют на втором этаже «Арт-Базеля». Одними из самых дорогих считаются так называемые молодые английские художники, создавшие бум на радикальное искусство на грани фола (в их арсенале – заспиртованные акулы и живопись слоновьим пометом). Среди последних лидирует декадент Дамиен Херст, работы которого оцениваются от десятков тысяч до миллионов долларов. Снимки американца Мэтью Барни, супруга певицы Бьорк, чья выставка только-только была в Москве теперь продают за 75 тыс. долларов.

Если же говорить о безусловных лидерах в новых технологиях и фотографии, ими, судя по ярмарке, стали художники так называемой Дюссельдорфской школы. Прежде всего Андреас Гурски – стоит запомнить это имя сегодня, чтобы завтра не удивляться, отчего панорамные снимки немца стоят наравне с раритетными кадрами Родченко или Брессона. Между тем на подходе уже новые фавориты – немецкое и американское искусство, еще более агрессивное, бьющее по нервам и кошелькам. Так что предрассудки насчет дешевизны молодых нужно сразу отбросить и смириться с тем, что тридцатилетний скандалист сегодня готов перепрыгнуть в цене даже через головы импрессионистов. Закон Базеля: разгадав в художнике звезду, выигрывает тот, кто купил его работы даже за бешеные деньги.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 июня 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: