Главная / Газета 7 Июня 2007 г. 00:00 / Культура

Странный трюк

Гран-при всемирного циркового фестиваля в Москве отдали заезженному номеру

ВЕРА ЩИРОВА

С первого июня в Москве проходил III Всемирный фестиваль циркового искусства. В этом году удалось собрать в шатре на Поклонной горе артистов из 13 стран мира. Во вторник поздно вечером жюри подвело итоги. Судьи два дня спорили, кому отдать главный приз, и в итоге вместо одного Гран-при вручили два, к тому же вместо традиционных двух первых мест присудили три. Главные почести достались клоуну из Франции и китайским акробатам.

Французский номер, признанный в Москве лучшим, лишний раз проиллюстрировал наплевательское отношение российских чиновников к цирку.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Французский номер, признанный в Москве лучшим, лишний раз проиллюстрировал наплевательское отношение российских чиновников к цирку.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Решение жюри, которое в этом году было как никогда представительным, ввергло в шок не только профессионалов, но и зрителей, которые хотя бы раз в год ходят в цирк. По мнению судей, лучшим из лучших в Москве был клоун Джанни Фумагали из Франции (первый Гран-при). Джанни, может быть, и великий профессионал, но тот конкурсный номер, который он показал в Москве, уже давно вошел в классику циркового искусства. Сценка «Пчелка, пчелка, дай мне мед» является первой «буквой», которую изучают и показывают дети в театральных училищах. Суть номера заключается в том, что клоун просит своего напарника произнести ключевые слова, после которых не кормит его, как договаривались, вкусным медом, а неожиданно выливает на него воду. В варианте Фумагали вода была заменена «водкой». Остается только гадать, за что жюри наградило клоуна – то ли за то, что он умеет набирать в рот большое количество воды-водки и выучил три русских слова, то ли за то, что в составе жюри был артистический директор парижского цирка d’Hiver Джозеф Буглион. Второй Гран-при присудили акробатам на мачтах из Китая. Ребята, безусловно, молодцы, у них сильные руки и ноги, благодаря которым они будто при помощи клея прилипают к мачтам и прыгают по ним. Но назвать этот номер уникальным и неповторимым тоже нельзя. Впрочем, присутствие в жюри исполнительного вице-президента, генерального секретаря Акробатической ассоциации Китая стерло все сомнения.

Два из трех «первых мест» взяли итальянцы – братья-акробаты Пелегрини и дрессировщица лошадей Роки де Белучи. Третье получили российские акробаты на тройных качелях под руководством Виталия Воробьева. Распределение «золотых» мест тоже спорно, но не дать итальянцам награду «высшей пробы» было просто невозможно. Во-первых, среди судей был уважаемый президент Национальных цирковых ассоциаций Италии Эдиджио Пальмири, а во-вторых, на транспортировку двенадцати лошадей потребовалось слишком много сил и средств, чтобы отпустить их домой без приза. Номер Роки де Белучи, конечно же, достоин уважения хотя бы потому, что дрессура лошадей на свободе считается одним из сложных жанров. Но в мире все же есть мастера и посильнее итальянской красавицы. А вот акробатам Воробьева аплодировали без исключения все судьи, что является редкостью (как правило, они сидели с непроницаемыми лицами).

Но больше всех внимания в этом году было приковано к эквилибристу на моноциклах Питеру Розенталю из Дании. Планировалось, что на фестивале он установит рекорд, который войдет в Книгу Гиннесса. Однако, как пояснил «Новым Известиям» генеральный продюсер фестиваля Олег Ремизов, представители Книги запросили такую огромную сумму, что руководство фестиваля приняло решение обойтись без этого «смертельного номера», от которого бюджет мог просто рухнуть. А Розенталю в качестве утешительного приза вручили две тысячи долларов. Это единственный денежный приз, остальные участники получили лишь статуэтки.

Хотя многие из них, по крайней мере российские артисты, с радостью бы обменяли почетные призы на деньги. «За последние годы ситуация изменилась лишь в худшую сторону, – рассказал «НИ» народный артист России Сарват Бегбуди. – Цирки по-прежнему не ремонтируются, арены отдают приглашенным артистам, денег на зарплаты нет. А на фестиваль, как видите, деньги находятся (государство выделило фестивалю в этом году 22 млн. руб. – «НИ»). Считаю, что надо тратить деньги не на никому не нужный фестиваль, а на восстановление цирков, на постановку новых номеров, ведь все разваливается». Как жить в такой ситуации, артисты не понимают и при первой же возможности стараются уйти из Росгосцирка. Во всяком случае, многие из них не почтили вниманием всемирный фестиваль даже на правах зрителей. Сегодня им веселиться не хочется.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 июня 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: