Главная / Газета 17 Апреля 2007 г. 00:00 / Культура

Пираты спасли ВВС

Ворованное программное обеспечение помогло нашим вооруженным силам сохранить военную тайну

ВИКТОР МАТИЗЕН

Прошло уже более тридцати лет с тех пор, как лейтенант Беленко угнал в Японию новейший советский истребитель «МиГ», но российские кинематографисты все еще стараются отмыть от этого конфуза отечественных военных. Пару лет назад нашим экранным героям из фильма «Зеркальные войны» удалось предотвратить угон суперсамолета в Таджикистан и спасти от ракетного удара лайнер президента США. А в вышедшем на днях в прокат фильме «07 меняет курс» они пресекли попытку арабских террористов угнать отечественный «самолет-невидимку» в свое логово и уберечь от ядерного удара военную базу наших союзников-американцев. В прежних шпионских киноопусах враги обычно грозили нам с Запада, теперь грозят с Востока.

Про то, как «наша служба и опасна, и трудна», в России снимают все чаще, но до лучших образцов жанра результат недотягивает.
Про то, как «наша служба и опасна, и трудна», в России снимают все чаще, но до лучших образцов жанра результат недотягивает.
shadow
Хотя в титрах «Зеркальных войн» и «07 меняет курс» стоят разные фамилии, кажется, будто их сценарии накорябал один человек или его брат-близнец. Похоже, что он прочел несколько уничижительных отзывов на свой предыдущий опус, поскольку вместо гусиного пера взял металлическое и вместо старых нелепостей внес в фильм новые. С другой стороны, явно стали скупее заказчики киношпионской продукции, которые после провала «Зеркальных войн» вынуждены были подтянуть пояса. Если тогда они расщедрились на приглашение тройки известных зарубежных актеров (Малкольма Макдауэлла, Рутгера Хауэра и Арманда Ассанте), то теперь вынуждены были ограничиться российскими, поручив им сыграть американцев. В годы «железного занавеса», когда советские граждане видели иностранцев так же часто, как снежных людей, подобные подмены кое-как сходили с рук создателям фильмов. Но современную «выездную» киноаудиторию им вряд ли обмануть.

Итак, наши оборонно-наступательные умы разработали суперсистему антирадарной защиты самолетов, которая позволяет боевым машинам в любой момент исчезнуть с экранов слежения. Об этой хитрости не знают наши стратегические союзники, они же конкуренты, то бишь американцы, но прекрасно осведомлены террористы арабского вида (об арабском происхождении свидетельствует «арафатка» на шее одного из бандитов). В распоряжении негодяев, обосновавшихся на неизвестно чьем острове, находится частный американский спутник, с помощью которого можно взять на себя управление любым самолетом и посадить его в любую точку земного шара. Мощь этого изобретения поистине ошеломляет – отныне нашим супостатам не нужны ни шпионы, ни угонщики – достаточно командой с земли перенаправить истребитель (а то и ракету!) куда угодно. А почему бы не поступить так же с танками, авианосцами и подводными лодками?! Ведь тогда вся военная техника окажется в распоряжении террористов, и они смогут заставить русских и американцев обрушить всю военную мощь друг на друга!

Скорее всего, истоки этой клинической фантастики следует искать в детстве сценариста, которому папа на наше несчастье купил радиоуправляемую игрушку. Но вопрос в другом – почему же злодеи, имея в распоряжении такую сверхъестественную силу, пользуются ею для угона одного-единственного самолета? Да потому, отвечают создатели фильма, что спутника для этого мало, а нужно еще запрятать в каждом самолете маленькое устройство размером с пачку сигарет, которое в нужный момент заблокирует ручное управление и перепрограммирует систему управления. А чтобы запрятать такое устройство в каждый самолет, нужна рота шпионов-вербовщиков и как минимум полк изменников родины.

С другой стороны, если судить по фильму, взаимоотношения иностранных вербовщиков с «вредителями России» предельно просты. Подходит сотрудник «Аль-Каиды» к воротам российского военного аэродрома, подзывает какого-нибудь работягу, сулит ему тысячу долларов, вручает вредное устройство – и дело в шляпе. Правда, потом, при расчете, этот сотрудник зарежет своего наемника (чтобы зрителям неповадно было клевать на шпионские приманки) и попадет под наблюдение бдительных советских пионеров, тьфу, кадетов, которые тут же донесут на него куда надо. Но это все от жадности: продажный пролетарий еще за пару штук баксов мог бы оснастить коварными приборами весь авиаполк.

Дальнейший ход фильма ясен и дебилу: доблестные российские летчики в последний момент вернут себе управление самолетом и поразят злодеев той самой ракетой, которой те хотели уничтожить американскую базу. Так оно и происходит, но с некоторыми отступлениями от шаблона. Оказывается, что летчикам тут нечего и делать: обнаруживает шпионский приборчик и переориентирует самолет-невидимку девушка-бортинженер, способная без мыла пролезть в узкую щель в перегородке, недоступную для мужчин. Что особенно пикантно, основополагающая операция по обнаружению «жучка» производится на ноутбуке IBM при помощи стопроцентно пиратской сканирующей программы компании Microsoft.

Как видно, с 1937 года, когда в каждый второй советский фильм со всех сторон лезли вредители и шпионы, в нашем кино изменился разве что технический антураж. Раньше враги интересовались секретами производства бронзовых топоров и ветвистой пшеницы, теперь интересуются самолетными шапками-невидимками. Оставим в стороне непатриотический вопрос, не является ли самой охраняемой военной тайной нашей страны то, что у нее нет никаких военных тайн. Заметим лишь, что от появления на экране «высоких технологий» уровень шпионских фильмов ничуть не изменился – они по-прежнему рассчитаны на нулевой коэффициент интеллекта зрителей.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 апреля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: