Главная / Газета 30 Марта 2007 г. 00:00 / Культура

Культурный голод

Российские регионы до сих пор испытывают дефицит зрелищ

ДЕНИС ЧЕРНОВ, НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

Последние социологические опросы показывают, что с каждым годом россияне из-за нехватки денег все больше экономят на своем культурном досуге. Так, по данным ВЦИОМ на январь 2005 года, от посещения кино, театров, концертов отказались 28% жителей страны, а по итогам опроса на январь 2007 года на «культурную диету» сели уже 30%. И это несмотря на то, что сегодня в регионах и так не самая лучшая ситуация с досугом. Российские промоутеры заявили «НИ», что сейчас, как и много лет назад, попросту невыгодно ездить в провинцию. И для «бойкота» есть весомые причины.

Организаторы всевозможных гастролей до сих пор не рискуют везти в регионы дорогих артистов и большие спектакли, а крупным музеям проще организовать выставку на Западе, чем в маленьких российских городах. Свою вынужденную нелюбовь к отдаленным от Москвы регионам «прокатчики» объясняют не тем, что провинциальный зритель менее образован, а тем, что, во-первых, гастроли по-прежнему не выгодны с финансовой точки зрения, а во-вторых, в регионах до сих пор не появились площадки, способные принять, например, дорогой спектакль. Наталья Сухиашвили, PR-директор региональных проектов фестиваля «Золотая маска», заверила «НИ», что современная театральная публика в регионах сегодня даже более требовательна, чем столичная. «В регионы нельзя возить плохие спектакли. Поверьте, зрители разбираются в хороших и плохих постановках. У них очень трепетное отношение к театру, – говорит г-жа Сухиашвили. – Поэтому мы стараемся возить только самое лучшее». И все же показать большие, сложные постановки удается не во всех городах, и здесь всему виной технические условия принимающей стороны. Как утверждают «прокатчики», сегодня далеко не в каждом городе можно найти сцену с необходимым оснащением.

«Сегодня в регионах появились деньги, но их еще недостаточно, чтобы оплачивать мега-звезд, – сказал «НИ» руководитель спецпроектов одного из крупных продюсерских центров Зураб Сванидзе. – К тому же регионы уже не хотят смотреть антрепризу на трех стульях, они наелись дешевых спектаклей, и теперь им нужны настоящие постановки с декорациями и костюмами. Это касается и музыкантов – провинция хочет именно тех, которые чаще всех мелькают в телевизоре. Это очень дорогое удовольствие, а для регионов билет за 1500 рублей – это уже предел». Из-за такого перекоса в требованиях и возможностях продюсеры предпочитают возить свои проекты в города покрупнее и поближе к Москве. Например, во Владивосток на гастроли никого не заманишь.

«Технический вопрос» мешает регионам принимать у себя и сокровища крупных российских музеев. Как пояснили «НИ» в пресс-службе Третьяковской галереи, они всегда с удовольствием вывозят картины в регионы, но только при условии, что принимающая сторона может гарантировать соблюдение идеального температурного режима. А такие «климатические» возможности есть не в каждом провинциальном музее. И все же иногда в регионах случаются праздники. Например, Русский музей недавно открыл крупную выставку в Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе. Потом шедевры Саврасова, Шишкина, Рокотова, Айвазовского, Верещагина, Куинджи покажут и в других далеких городах. «Хватит нас упрекать в том, что мы предпочитаем выставлять картины за рубежом, хватит нам также «тусоваться» в пределах Москвы и Петербурга, – сказал «НИ» директор Русского музея Владимир Гусев. – Ведь мы понимаем, что у большинства людей нет возможности приезжать в Третьяковку, в Эрмитаж или в Русский музей». Впрочем, подобные культурные акции в России по-прежнему являются дефицитом.

Однако даже кино – «массовое» искусство, совершенно не требующее климатических условий, до регионов доходит не всегда. Как пояснили «НИ» представители прокатных компаний, менеджеры провинциальных кинотеатров предпочитают покупать только заведомо беспроигрышные картины со стопроцентным коммерческим потенциалом (во многих российских городах до сих пор в конвейерном режиме крутят «9 роту»), а вот связываться с некоммерческим кино они боятся. «Дистрибьюторы отказываются прокатывать, в частности, арт-хаусное кино. К тому же в регионах мало залов, и все они захвачены мейджерами, – говорит Ян Левченко, PR-директор компании «Другое кино». – Могу сказать, что сегодня происходит странная перестраховка. В результате прокатчики показывают только те фильмы, которые не предполагают дифференцированного вкуса». В итоге если в Москве, Питере и некоторых городах-миллионниках еще можно найти кинотеатры, в которых крутят «непопсовые» фильмы, то регионам приходится приобщаться к «кино не для всех» только через DVD.

Впрочем, крупные дистрибьюторские кинокомпании считают, что проблема не в том, что они не хотят показывать арт-хаусное кино, а в том, что региональные зрители попросту не хотят его смотреть. «Запросы Центрального региона, Москвы и Санкт-Петербурга, естественно, отличаются от запросов региональных кинозрителей, – пояснил «НИ» Игорь Ильчук, генеральный директор компании «КАРО Фильм». – Москва и Санкт-Петербург имеют несколько большую склонность к фильмам категории «арт-хаус». В регионах такое кино востребовано в гораздо меньшей степени. Во многих российских городах особой популярностью пользуются фильмы, снятые в жанре ужасов, триллеров и боевиков». Не исключено, что если бы в провинции было больше кинотеатров, которые могли бы одновременно показывать и хитовые картины, и фильмы «для ума», то региональные жители не чувствовали бы себя обделенными.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 марта 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: