Главная / Газета 26 Марта 2007 г. 00:00 / Культура

Снова «Остров»

На церемонии премии «Ника» подвели окончательные итоги киносезона

ВИКТОР МАТИЗЕН

Закрывшая кинопремиальный сезон 20-я церемония вручения кинематографических премий «Ника» не внесла почти ничего нового в определившийся по итогам «Золотого орла» расклад профессиональных предпочтений. Абсолютным победителем опять оказался «Остров» (5 наград), что неудивительно, поскольку «Орел» зиждется на том же профессиональном электорате, который гораздо раньше оприходовала «Ника». Отдельные же различия между результатами двух крупнейших премий слишком легко объясняются влиянием их руководства, чтобы хотелось искать иных объяснений.

Триумф своего фильма Павел Лунгин воспринимает уже вполне буднично.<br>Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
Триумф своего фильма Павел Лунгин воспринимает уже вполне буднично.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow
К примеру, академики «Золотого орла» не удостоили даже одной номинации фильм президента «Ники» Эльдара Рязанова «Андерсен». А на «Нике» «Андерсену» досталось два приза – лучшему костюмеру (Наталья Иванова) и лучшему художнику- постановщику (Людмила Кусакова). На «Орле», которым рулит Никита Михалков, награду за лучшую женскую роль получила Анна Михалкова, а «Ника» ее даже не номинировала. Между тем и роль Михалковой, и дизайн «Андерсена» – замечательные работы.

«Остров» почти официально причислен к святым киноработам. Между тем этот новый образец российского кино так же произвольно обращается с историей, очевидцы которой еще живы, как голливудский «пеплум» вроде «Гладиатора» или «Александра» – с историей Рима или Древней Греции. И появление фашистского военного корабля у пустынного побережья Белого моря, и наличие монастыря в прибрежной пограничной зоне, и наличие в монастыре котельной, и отсутствие на экране советской власти в 1973 году, и свободное паломничество к юродивому целителю – все это сказки, в которых не было никакой художественной необходимости. Монастырский быт вместе с историей греха-покаяния можно было показать на более достоверном материале, не путая зрителей своими выдумками. Что касается трех актерских наград Мамонову («Золотой орел», «Белый слон» и «Ника») и двух – Сухорукову («Орел» и «Ника») за роли в «Острове», то обидно за Дмитрия Дюжева, чья роль отца-эконома осталась не только без наград, но и без номинаций, хотя он решил не менее сложную актерскую задачу, почти без слов выразив противостояние между официальной и неофициальной церковью.

В номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» победила картина неувядающей Киры Муратовой «Два в одном» (Украина), опередившая и литовскую притчу «Гетто», и хулиганскую виньетку из Азербайджана «Три девушки», и премированные в Ханты-Мансийске на фестивале «Дух огня» казахские «Записки путевого обходчика», и эстонскую комедию «Сыт по горло».

В свой юбилейный год «Ника» выдала сразу три почетных приза. Первый из них получил Александр Белоусов, при ректорстве которого скромный Ленинградский институт киноинженеров превратился в громкозвучный Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, причем лауреат несколько преувеличил резонанс этой награды, назвав его «радостью для миллиона человек».

Второй приз был вручен 90-летнему классику российской анимации Федору Хитруку, создателю «Каникул Бонифация» и эпопеи о Винни-Пухе. Хорошо еще, что не стали дожидаться столетия Мастера, чей вклад в российское кино был более чем очевиден уже в год зарождения «Ники».

С некоторым запозданием вручили почетную «Нику» («За честь и достоинство») и Эльдару Рязанову, но на то была уважительная причина – последние 6 лет наш выдающийся комедиограф возглавлял академию «Ника». Теперь он торжественно сдал пост Алексею Баталову (лучшей замены было не найти) и получил заслуженные почести.

Из фирменных призов «Ники» следует отметить награду «Открытие года», которая по справедливости была отдана Ивану Вырыпаеву («Эйфория»), а также приз за телевизионное достижение года, присужденный Юрию Грымову за сериал «Казус Кукоцкого».

«Ника» за лучший документальный фильм была вручена ленте Евгения Цымбала «Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи». Фильм хороший, но настораживает тенденция последних пяти лет – награждать «архивные» просветительские ленты, игнорируя документальное кино, сделанное в контакте с современностью.

Что касается самой церемонии, прошедшей в Театре Российской армии, то она получилась изрядно затянутой, особенно в первой части. Виноваты в этом Юлий Гусман, из которого наряду с удачными шутками сыпался ходовой словесный «наполнитель», плохо срежиссированное чествование Рязанова, а также группы «Уматурман» и «Космос», подготовившие слабенькие концертные номера. Зато во втором отделении зрителей порадовали традиционным кинокапустником Инина–Вонсовича–Воловича–Якубовича, блестящим выступлением Максима Галкина, который спародировал сразу весь политический бомонд, и весьма язвительным стихотворным памфлетом Дмитрия Быкова.

Наконец, удачную точку в церемонии поставил глава Роскультуры Михаил Швыдкой, который выразил решительное несогласие с первой фразой из фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» («Российское кино – в ж…»). Однако где именно находится российское кино, экс-министр культуры не уточнил.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 марта 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: