Главная / Газета 16 Марта 2007 г. 00:00 / Культура

Заплати и смотри

В театрах и кинотеатрах зрители превращаются в бесправных потребителей

ВЕРА ЩИРОВА

Обострившаяся в России мода на посещение театров и кино практически сравняла их с заведениями, предоставляющими бытовые услуги населению. Но отличие от какой-нибудь химчистки у этих элитарных заведений все же есть. Например, зрители, если им не понравилась постановка или картина, не имеют права возмутиться и потребовать возврата денег, потраченных на билет. Как объяснили «НИ» в Союзе потребителей России, еще не придумали такого закона и характеристик, при помощи которых можно было бы юридически доказать, что фильм или спектакль – продукция некачественная.

Пока в лучшие театры Москвы стоят очереди к настоящим кассам, а не к «кассам возврата».<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Пока в лучшие театры Москвы стоят очереди к настоящим кассам, а не к «кассам возврата».
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Отношения зрителей с театрами и кинотеатрами можно назвать крайне сложными в финансовом смысле. Сложности наступают в тот момент, когда контролер оторвал корешок у билета и зритель оказался в кресле одного из этих культурных заведений. С этого момента он теряет практически все свои права, а именно возможность вернуть деньги, потраченные на билет. И здесь уже неважно, какого качества спектакль или фильм, насколько он не соответствует ожиданиям или моральным принципам потребителя. Повлиять на ситуацию не в силах даже юристы. Как пояснила «НИ» сопредседатель Союза прав потребителей России Надежда Головкова, в Законе «О защите прав потребителей» нет определения качества для театральных постановок и фильмов, а это значит, что зрителю не к чему предъявлять претензии и тем более нет смысла обращаться в суд. Конечно, можно попытаться доказать судье, что реклама спектакля или фильма была предоставлена не в полном объеме, но вряд ли такой фокус пройдет, потому что сегодня реклама не является дефицитом. «Ту норму закона, которая применяется к товарам, не подошедшим вам по каким-то причинам – цвету, размеру, модели, – совершенно невозможно применить к фильму или театральной постановке. К тому же театры и кинотеатры не продают товар, они предоставляют услуги. А услуги, согласно закону, назад не возвращают», – говорит Надежда Головкова.

И все же, несмотря на то, что закон не на стороне зрителей, многие из них наивно пытаются вернуть зря потраченные, на их взгляд, деньги. Как признались «НИ» администраторы одной крупной столичной сети кинотеатров, последнее время люди все чаще выходят из зала, не досмотрев фильм, и пытаются сдать билет. «Как правило, деньги требуют вернуть мужчины в возрасте от 25 до 30 лет. Бывает, что они выходят из зала через полчаса, а бывает, что начинают скандалить и после сеанса, – рассказала «НИ» администратор одного из крупных столичных кинотеатров. – Но мы ничем не можем им помочь. Во-первых, не мы снимаем фильмы, мы их только показываем, и перед сеансом всегда предоставляем зрителям аннотации ко всем картинам, чтобы люди знали, на что идут. А во-вторых, программа, по которой работают наши кассы, не предусматривает возврата денег после начала сеанса». Кинотеатр готов признать за собой вину лишь в том случае, если во время фильма произошли какие-то технические накладки – было плохое качество изображения или звука. Деньги будут возвращены и в том случае, если фильм не удалось досмотреть по каким-либо причинам. «Один раз из-за хамского поведения нескольких зрителей чуть не сорвался весь сеанс. И в качестве компенсации те люди, которые оказались рядом с хулиганами, получили от нас бесплатные пригласительные на другой день, чтобы посмотреть фильм в комфортной обстановке, – уверяют администраторы. – Еще был случай, когда женщине стало плохо во время сеанса, и мы не только вызвали ей «скорую», но и выписали пригласительный на другой день».

shadow Театралы оказались более скромными и предпочитают не скандалить, даже если уходят со спектакля, не дождавшись антракта. Как заверили «НИ» администраторы «Ленкома» и МХТ, в этих театрах еще ни разу не было таких прецедентов, чтобы зрители требовали возврата денег. Даже в книгах «Жалоб и предложений», которые театры заводят по собственной инициативе (Закон «О защите прав потребителей» не обязывает театры и кинотеатры иметь эти опасные книжки), люди пишут только положительные отзывы и никогда не критикуют. Видимо, они понимают, что опустевший наполовину зал после первого антракта действует на актеров и режиссеров куда более сильно, чем записи в книге жалоб. А в последнее время ряд московских театров решился на приятный для себя эксперимент. Окрыленным после спектакля зрителям предлагается дать театру... чаевые. Таким образом поощряются наиболее удачные, с точки зрения публики, проекты. Правда, цену на билеты это никоим образом не снижает.

shadow Предложенную «Новыми Известиями» идею обязать театры и кинотеатры возвращать деньги, если зритель в негодовании выбежал из зала после первых 15 минут, российская культурная элита оценила в основном негативно. Тем не менее в нынешней ситуации, когда культура стремительно превращается в бизнес, такой закон при всей его абсурдности был бы актуален. Пока же зрителю придется пользоваться только теми правами, которые еще никто не отменял.

«Когда человек приобретает билет, он автоматически заключает договор и при желании имеет право расторгнуть его в одностороннем порядке, – поясняет г-жа Головкова. – Потребовать обменять билет на деньги можно в том случае, если изменились дата и время мероприятия, и человек не может прийти в этот день. Также деньги должны вернуть, если человек сам передумал идти на спектакль, фильм или концерт, и пришел сдавать билет до начала мероприятия. Правда, в этой ситуации не исключено, что организаторы могут удержать компенсацию от 20 до 50 процентов от стоимости билета. Ну и, конечно, деньги обязаны вернуть, если мероприятие было испорчено по вине организаторов: был плохой звук, изображение или вас посадили на такие места, с которых вы ничего не увидели».

Кстати, с боем отбивая у зрителей каждую копейку, театры и кинозалы не упускают случая и лишний раз подзаработать. Например, кинотеатры в первые дни проката так называемых, блокбастеров в два раза поднимают цены на вечерние сеансы. А театры специально задирают стоимость билетов на популярные спектакли с именитыми актерами.


Европейские потребители «голосуют ногами»

В Европейском центре защиты прав потребителей в Брюсселе, который объединяет потребительские объединения стран Евросоюза, а также Норвегии и Исландии, «Новым Известиям» объяснили, что востребовать обратно деньги за билет в театр или кино практически невозможно. Дежурный юрист, представившаяся по телефону как Мадлен, сказала, что, приобретая билет, вы покупаете место в зале, а не содержание спектакля или фильма. Понравилось или нет, или вообще пришли вы или нет, стоимость билета никто возмещать не будет. Если пьеса или фильм плохие, сделаны непрофессионально, то можно потребовать возмещения через суд, как в любой другой спорной ситуации. Но прецедура довольно сложна, а возможная победа столь дорога по сравнению с ценой билета, что Мадлен не помнит прецедентов. Помимо простого недовольства, которое может зависеть от личного вкуса, нужно иметь и другие мотивы, чтобы затеять процесс. Право в этом случае уступает место законам конкуренции. На плохие спектакли и плохие фильмы люди ходить не будут, и театр или кинотеатр скоро прогорят, даже если получают субсидии из бюджета.
В Швеции защитой прав покупателей, в том числе и «культурных продуктов», занимается Ведомство по делам потребителей. Как рассказал «НИ» сотрудник пресс-службы этого учреждения Ханс Лундин, законодательство не предусматривает возмещения стоимости билетов посетителю «некачественных» спектаклей, выставок и подобных мероприятий. Предъявлять претензии можно лишь в случае ложной рекламы. Например, на спектакль были заявлены одни артисты, а на сцену вышли другие. Объявлен концерт Мадонны, а звезда пела лишь десять минут. Обычно устроители мероприятий добровольно возвращают деньги в случае жалоб на обман в рекламе.
В Германии будущее того либо иного произведения зависит от уровня зрительского спроса и от симпатий. В случае несогласия с постановкой, выставкой или концертом посетители предпочитают «голосовать ногами». А в немецкой прессе появляются фельетоны и рецензии весьма нелестного для бракоделов характера. Но идея приравнять интеллектуальный продукт к продовольственному кажется немецким интеллигентам диковатой, не отвечающей принципам демократического общества с рыночной экономикой.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель, Алексей СМИРНОВ, Стокгольм, Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин


КОММЕНТАРИИ

Карен ШАХНАЗАРОВ, генеральный директор «Мосфильма»:
– В мире не существует такой практики, чтобы возвращали деньги за плохое кино или спектакль. И в целом это даже трудно представить. Да, я сам часто уходил, не дожидаясь окончания спектакля. Ну и что? Почему мне должны возвращать деньги? Да и какие могут быть критерии, чтобы определить, плохой спектакль или хороший? То же самое и с музеями. Если я пришел в Эрмитаж посмотреть на «Мадонну» Леонардо да Винчи, а картина оказалась не такой, какой я себе ее представлял, что же, мне назад деньги требовать? Театры, кинотеатры, музеи – это не магазин.

Галина ВОЛЧЕК, главный режиссер театра «Современник»:
– Вводить правило по возврату денег в театре – это просто смешно и абсолютно неправильно. Человек должен осознанно идти в определенный театр, который его или интересует, или о котором он читал, слышал. Если решил посмотреть спектакль, ну что же, рискни, купи билет и пойди. Если ему не понравился спектакль, пусть остается со своим мнением. Кстати, выходить из зала можно только в антракте, нельзя мешать другим людям, актерам и уж тем более недопустимо забирать обратно деньги за билет.

Марк ЗАХАРОВ, художественный руководитель театра «Ленком»:
– Невозможно провести параллель между зрителями и потребителями и нельзя оценивать театры с потребительской точки зрения. Например, люди, которые приходят на дорогой спектакль, не всегда сразу включаются и понимают, что происходит на сцене, но потом в конце неистово хлопают вместе с другими.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 марта 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: