Главная / Газета 1 Марта 2007 г. 00:00 / Культура

Городской романс

Драматургия Островского начала победный марш по Москве

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Год только начался, а в столице уже третья премьера по Александру Островскому. Вслед за «Сатириконом» и «Табакеркой» спектакль по пьесе «русского Мольера» показал Театр на Малой Бронной. Режиссер Роман Самгин выпускает уже четвертую постановку на этой сцене. Сейчас он сделал ставку на молодых и победил.

Впервые за долгие годы в Театре на Малой Бронной выложились на все сто.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
Впервые за долгие годы в Театре на Малой Бронной выложились на все сто.
Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР КУРОВ
shadow
Кажется, впервые после изгнания из Театра на Малой Бронной команды Сергея Женовача здесь появился столь живой, радостный и легкий спектакль. Роман Самгин выбрал классическую комедию «Горячее сердце» и занял в большинстве ролей студентов выпускного курса ГИТИСа, доверив им не только роли молодых влюбленных, но и характерные возрастные роли Матрены (Александра Виноградова) и Силана (Олег Соколов). Команда студентов из Мастерской Марка Захарова не только принесла на сцену молодой азарт, но и порадовала демонстрацией хорошей академической школы. Сейчас выпускники театральных вузов в большинстве своем умеют только бегать по сцене, студенты Захарова умеют на ней стоять, ходить, говорить. Несложные, но изящные и смешные рисунки ролей обживают с легкостью и не без изящества.

Роман Самгин ставит пьесу, ни на секунду не забывая, что все сюжетные перипетии закончатся хорошо. Каждый получит по заслугам. Трусоватый возлюбленный честной купеческой дочки Параши – потеряет ее. А честный приказчик Гаврило, в нее безнадежно влюбленный, получит руку красавицы и капитал в придачу. Вороватую мачеху Матрену и ее любовника Наркиса выгонят со двора, а потерявший жену пьяница Курослепов обретет дочь-хозяйку.

Поэтому все препятствия преодолеваются с веселым азартом и юмором. Самый страшный персонаж – щука (сделанная из соединения пилы и капкана), которая вылезает внезапно из люка в полу и хватает деньги из рук, бесхозные вещи, чьи-нибудь оказавшиеся поблизости ноги. Именно туда, в дыру щуки, прыгают приглашенные Хлыновым в гости городские хозяева. И визг из подпола покажет, что щука не дремлет. В финале щука вынесет молодым на закусь «яблоко любви», лихо насаженное на зубец пилы.

Действие пьесы перенесено в некоторое условное время: то ли во времена царя Гороха, то ли в день сегодняшний. Привычная северная полумгла. Кучи каких-то нелепых досок (часть сколочена в заборы, часть просто прислонена к стенке в самых неподходящих местах и падает то и дело). Персонажи одеты в меховые тулупы и какое-то домотканое платье (то ли прабабушкин фасон, то ли новомодная экологически чистая одежда).

Пропавшие две тысячи из дома Курослепова, из-за которых вся история и началась, тоже неизвестно, в какой валюте были: может – рубли, может – зеленые, а может – и евро. Методы ведения расследования дела полицией не сильно изменились: городничий Градобоев дает кому надо в ухо, а кому надо в карман. А вот приблатненный прикид самого богатого человека в городе Хлынова (Сергей Перелыгин) – нашего времени случай. И, выкупая Парашиного жениха из острога, Хлынов не только определяет его в шуты при своей особе, но недвусмысленно намекает и на интимные услуги, которые потребуются. И кудрявый мальчик Вася Шустрый (Алексей Филимонов), недолго думая, соглашается. Все лучше, чем в солдатах служить (и во времена Островского косили от армии!). Он уверен, что невеста, коли любит, должна любить его, каков он есть! Но горячая девушка Параша (Алина Сергеева) относится к числу таких, которые за любимым в огонь пойдут, но слабости не простят. Актриса создает довольно любопытный вариант классического образа. Чистая, пылкая, смелая, ее Параша при этом эгоцентрична, упряма, нетерпима. «Так что, ежели погибнешь, – убеждает она возлюбленного, – по крайности будет мне о ком плакать!» И тут ежится не только Вася, но и в зале как-то становится неуютно. А в прекрасной Параше вдруг проглядывает нечто наследственное, отцовское, курослеповское.

В финале протрезвевший Курослепов (Владимир Ершов) нянчит внука и смотрит телевизор, где показывают ту, легендарную, мхатовскую постановку «Горячего сердца». Дань почтения мастеру здесь кажется уместной, необходимой и оправданной.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 марта 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: