Главная / Газета 19 Декабря 2006 г. 00:00 / Культура

Между Алиевым и Шнуровым

Кинофестиваль «Сталкер» поборолся за права разных слоев населения

ВИКТОР МАТИЗЕН

В воскресенье в концертном зале столичного Дома кино завершился XII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». В этом году много призов досталось молодежи, кроме того, президент «Сталкера» Марлен Хуциев на торжественной церемонии закрытия подметил, что кинематограф «начал приобретать женское лицо». При этом одним из главных исключений стал Александр Солженицын, получивший приз за вышедший недавно по его роману «В круге первом» телесериал.

Сериал «В круге первом» — самый известный лауреат «Сталкера».<br>Фото: ИТАР-ТАСС
Сериал «В круге первом» — самый известный лауреат «Сталкера».
Фото: ИТАР-ТАСС
shadow
Строго говоря, фильмов о правах человека не бывает – есть лишь фильмы о том, как нарушаются права человека. Кинематограф, особенно документальный – чуткий прибор, фиксирующий эти нарушения, столь многочисленные, что к традиционным рубрикам «Сталкера» («Кино на защите прав беженцев», «Кино на защите прав ребенка», «Кино против тоталитаризма») постоянно добавляются новые: «Кино против СПИДа», «Кино против наркотиков», «Кино на защите мирной жизни», «Кино против террора». С другой стороны, благодаря «Сталкеру» само количество прав человека непрерывно увеличивается: в одном только этом году список пополнили «право на духовный выбор», «право на любовь» и «право на кино».

Иногда понятие права истолковывается весьма своеобразно, и тогда в программу фестиваля попадает, например, апологетическая картина Андрея Кончаловского о Гейдаре Алиеве – вероятно, право возглавлять Азербайджан имел только Алиев и никто другой. Столь же забавным кажется включение в конкурс фильма Тофика Шахвердиева «Он ругается матом», чьим героем является известный музыкант Сергей Шнуров. Поскольку «Сталкер» находится под покровительством ООН, в голову волей-неволей закрадывается предположение, что право на власть и право на публичную матерщину вскоре будут включены во Всеобщую декларацию прав человека.

Впрочем, исключения заметны лишь на фоне правил, а права многих картин присутствовать в программе «Сталкера» неоспоримы. Так, в разделе «Кино против тоталитаризма» сошлись «Красный Сион» Евгения Цымбала и «Ангел русской церкви против отца всех народов» Валерия Залотухи. В одном идет речь о крушении мечты российских евреев найти при социализме обетованную землю – сначала в теплом Крыму, а затем в холодном Хабаровском крае. В другом – о борьбе на уничтожение, которую вела коммунистическая власть с Русской православной церковью, пока перепуганный фашистским вторжением советский божок Иосиф не решил призвать на помощь Бога небесного.

По обыкновению много фильмов, героями которых являются священники и верующие, собралось в категории «Право на духовный выбор». Здесь и игровые ленты – «Остров», «Странник», «Живой», и неигровые – «Живи и веруй», «Человек в мире», «Доктор Берестов», «Илия», «Башня». Один из священнослужителей, отец Анатолий Берестов, организатор Душепопечительского центра для лечения наркоманов, алкоголиков и психически больных, был признан на «Сталкере» героем киногода. К сожалению, создатели значительной части таких картин с самого начала занимают коленопреклоненную позицию и вместо спокойной повествовательной интонации впадают в умиленный, почти сусальный тон. К примеру, появление отца Анатолия на сцене сопровождалось сладким и фальшивым кадром, в котором он спрашивает своих подопечных, сколько времени они не кололись, а те, видя, что их снимают, рапортуют в камеру, быть может, и правду, но такую, которая похожа на ложь во спасение прочих заблудших душ.

С интересом встречаешь в этом ряду картин «Историю одной выставки» и с надеждой думаешь – неужели кто-то рискнул рассказать позорную историю разгрома и судебного преследования организаторов выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре? Но нет, охотников выставлять на божий свет современную охоту на ведьм среди документалистов пока не нашлось, хотя критиковать церковь пока еще не так опасно, как в Средние века.


ИТОГИ КИНОФЕСТИВАЛЯ

Лучший игровой фильм – «Странник», режиссер Сергей Карандашов
Лучший неигровой фильм – «Собиратели теней», автор сценария и режиссер Мария Кравченко
Лучший анимационный фильм – «Буатель», автор сценария и режиссер Алексей Демин
Лучший дебют – «Свободное плавание» (игровой фильм), режиссер Борис Хлебников и «Мирное время» (документальный фильм), режиссер Роман Хавронский
Приз имени Феликса Светлова – документальный фильм «Беслан. Право на жизнь»
Приз критики – «Свободное плавание»
Приз «За права человека» – «В круге первом», автор романа – Александр Солженицын

Опубликовано в номере «НИ» от 19 декабря 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: