Главная / Газета 27 Ноября 2006 г. 00:00 / Культура

Взяли крепость

Финны показали в Большом оперу с элементами легкой русофобии

ОЛЬГА РОМАНЦОВА

Расширяя свои международные связи, Большой театр знакомит зрителей с необычными проектами. Один из них – опера «Всадник» финского композитора Аулиса Саллинена, которую привез в Москву фестиваль «Савонлинна». Она была написана более 30 лет назад, но по-прежнему звучит на редкость современно.

Финны не смогли обойтись без «медвежьего» стереотипа в образе России.
Финны не смогли обойтись без «медвежьего» стереотипа в образе России.
shadow
Финский оперный фестиваль «Савонлинна», ежегодно проходящий в крепости XV века, расположенной на острове в центре одноименного города, входит в число лучших европейских музыкальных форумов. В рамках фестиваля с завидной регулярностью проходят мировые премьеры опер современных финских композиторов. Чтобы их услышали в разных странах, фестиваль устраивает обменные гастроли. В июле следующего года Большой театр будет выступать в Савонлинна, а в минувшие выходные на его Новой сцене сыграли оперу «Всадник».

Опера, сочиненная 1975 году, стала победителем конкурса, устроенного к 500-летию крепости и пропуском Финляндии в мировое музыкальное пространство. В ее сюжете причудливо переплетаются реальные события, сны и пророчества. Здесь есть любовные сцены, судебное разбирательство и штурм крепости. Не обошлось и без русской темы: в самом начале главный герой Антти (Юха Ууситало), служащий в доме новгородского купца, убивает его из ревности к своей жене Анне. В либретто, как в сценарий какого-нибудь голливудского фильма о России, попала изрядная доля клюквы. Оказывается, у нас есть народный обычай: в пасхальную ночь по домам ходит человек в медвежьей шкуре, ищет себе девственницу, пьет водку и предсказывает всем судьбу.

Впрочем, режиссер Вилппу Кильюнен не стал заострять на этом особого внимания. Русофобией он тоже не страдает, поэтому новгородские сцены получились на редкость нейтральными. И хотя сюжет «Всадника» связан с событиями давно минувших дней, действие его спектакля, выдержанного в духе европейских авангардных постановок, может происходить везде, где существуют конфликты между мощными державами и расположенными по соседству небольшими государствами.

Сцену перерезает пополам диагональ из огромных железных балок, а солдаты, уничтожившие разбойников во время штурма крепости, одеты как современные десантники. Анна (Йоханна Русанен) расчетлива и жестока: чтобы освободиться из тюрьмы, женщина соблазняет Судью, а потом хладнокровно душит его цепью.

Постановка подчеркивает и оттеняет необычность музыки, которая как холодный душ окатывает публику, воспитанную на классике XIX века. Истерический надрыв вокальных монологов переплетается в ней с народными мелодиями, а в некоторых сценах оркестр молчит, и герои поют под аккомпанемент хора. Чтобы «Всадник» прозвучал так, как задумано автором, из Финляндии приехали солисты и хор фестиваля «Савонлинна». А оркестр Большого театра под управлением дирижера Ари Расилайнена лихо справился со всеми музыкальными заковыристостями. Кстати, если бы западные постановки современных опер показывали в столице почаще, рядовые слушатели гораздо мягче отнеслись бы к опере «Дети Розенталя».

Именно «Дети Розенталя» поедут в Савонлинна летом следующего года вместе с «Борисом Годуновым». Причем в апреле кинорежиссер Александр Сокуров и дирижер Александр Ведерников выпустят на Новой сцене новую версию «Бориса», но в Финляндию повезут постановку 1948 года, идеально вписывающуюся в пространство старинной крепости.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: