Главная / Газета 24 Ноября 2006 г. 00:00 / Культура

Виртуальные диктаторы

Художники и режиссеры торопятся нажиться на политических скандалах

ВЕРА ЩИРОВА

Навязчивая идея быстро заработать большие деньги и огромную популярность не дает покоя людям искусства. В результате нехитрых расчетов художники и режиссеры придумали один простой, но беспроигрышный способ. Они лихо используют в своем творчестве образы политиков и эпатажных персонажей из их окружения. Как правило, они выдают самую провокационную из возможных развязку, гарантирующую громкий скандал. Так Саддам Хусейн оказался на виселице, Тимошенко с Кондолизой Райс перевоплотились в распутниц, Ясир Арафат стал обезьяной, а Джорджа Буша убил арабский снайпер.

Фильм про грядущее убийство Буша заранее получил гарантированный интерес публики.
Фильм про грядущее убийство Буша заранее получил гарантированный интерес публики.
shadow
На фоне этих спекуляций на именах политиков спектакль о супруге первого президента СССР Раисе Горбачевой, который сейчас репетирует труппа из города Рубцовска Алтайского края как минимум удивляет. В пьесе московского драматурга Аллы Зубовой, написанной по воспоминаниям родственников первой леди страны, не будет ни слова о политике. Нет в спектакле и роли Михаила Горбачева. Он будет лишь обозначен – как голос из телефонной трубки. Драматический театр планирует в декабре показать постановку о своей землячке (Горбачева родилась в Рубцовском районе) и приурочит ее к 75-летию со дня рождения Раисы Максимовны.

Политики легкого поведения

Прагматичные режиссеры уж если и берутся ставить спектакль или снимать фильм о политиках, то стараются выжать из этого процесса максимум. Их главная и единственная задача – организовать крупномасштабный скандал. Так появился фильм «Юлия» об эротических приключениях экс-премьера Украины Юлии Тимошенко. Правда, принцесса «оранжевой» революции на удивление всем продемонстрировала железное спокойствие.

Девушкой легкого поведения в черной комедии «Ночь, опустившаяся на Багдад» египетского режиссера Мохаммада Амина была выставлена и госсекретарь США. В антиамериканской картине, собравшей в Египте рекордные сборы, персонаж Кондолизы Райс исполняет танец живота, соблазняя молодого безработного наркомана. Как и Тимошенко, госсекретарь не стала раздувать скандал, более того, она наотрез отказалась комментировать картину, тем самым разочаровав режиссера, который рассчитывал на бурную реакцию Райс и всей Америки.

Хоронят заживо

Режиссеров привлекает не только сексуальный досуг политиков, но и их будущая смерть. И, по замыслу киношников, лучше, чтобы она была мучительной и страшной. К примеру, накануне выборов в США состоялась премьера британской картины «Смерть президента». Кульминация фильма – гибель действующего главы Белого дома Джорджа Буша осенью 2007 года (от пули, выпущенной снайпером-арабом). Это страшное пророчество режиссера Габриэля Рэнджа, по этическим соображениям, отказались выпускать в прокат две крупнейшие сети кинопоказа Америки. Поэтому фильм крутили лишь в одном маленьком кинотеатре. Тем не менее о режиссере теперь знают во всем мире.

Спешат напророчить смерть и Саддаму Хусейну. Пока бывший президент Ирака ожидает вердикта апелляционной палаты о правомочности решения судей, приговоривших его к смертной казни, в индийском городе Колката (бывшая Калькутта) репетируют спектакль «Саддам на виселице». В пьесе режиссера Харадхан Рой действие разворачивается в тюрьме, где сидит диктатор. Там же ему объявляют смертный приговор и приводят его в исполнение. Продюсеры спектакля уже сейчас, за месяц до премьеры, заявляют, что проект будет пользоваться успехом. По крайней мере все билеты на первые 50(!) показов уже распроданы. Естественно, зрителей будет интересовать не столько сюжет и игра актеров, сколько исключительно сцена казни Хусейна.

А вот в России даже редкие постановки на злобу дня остаются незамеченными. К примеру, в марте этого года, спустя несколько дней после смерти экс-президента Югославии Слободана Милошевича, режиссер Кирилл Ганин представил одноактную пьесу «Опустите Милошевича». Даже несмотря на то, что в спектакле все актеры были обнажены, эта постановка не пользовалась популярностью.

Ваш портрет – карикатура

Пытаются раскрутиться на громких именах и художники. Еще до публикации датских карикатур на пророка Мухаммеда, которые повлекли за собой волну протеста мусульман, в России была представлена фотография обезьянки, наряженной в куфию – традиционный платок, который носят палестинцы на голове. Работа художника Ильи Чичкана из Киева вызвала массу негодования у посольства Палестинской автономии в Москве. Дипломаты посчитали работу художника карикатурой на умершего Арафата. Посольство даже направило в адрес галереи, где выставлялся портрет, гневное письмо. Но художники в ответ заявили, что политики не имеют права укорять их.

А год назад московские художники Сергей Калинин и Фарид Богдалов представили переформатированную картину Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». На 9-метровом полотне старые министры были заменены сегодняшними политическими персонажами во главе с Владимиром Путиным. Среди 89 политиков угадывались Ельцин, Горбачев, Жириновский, Касьянов, Греф, Хакамада и Березовский.

Чтобы предугадать, кто станет следующей жертвой художников и режиссеров, достаточно посмотреть программу новостей. Тот, у кого сейчас карьера рушится, или, напротив, находится на пике, может быть уверен, что под него уже пишут сценарий и делают наброски к портрету.


В РОССИЙСКОМ ТЕАТРЕ ЦЕНЗУРЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛИТИКИ

Россия – страна, где политический театр был под запретом, начиная с момента его образования. Царская цензура запрещала любые пьесы, в которых усматривала крамолу. В Советском Союзе прямое политическое высказывание со сцены было и вовсе полностью истреблено. Лучшие режиссеры XX века вынуждены были перейти на эзопов язык иносказаний.

Перестройка вдохнула новую жизнь в порядком заглохшую идею политического театра. Но когда эйфория от возможности «говорить» прошла, стало понятно, что в России нет ни традиции постановок политического театра, ни публики, которой он мог бы адресоваться. Политический театр перемещается в маленькие залы. Драматурги вооружаются диктофонами и отправляются в гущу жизни, создавая произведения в стиле verbatim – дословного воспроизведения «мнения улицы». Последней новинкой российского политического театра стала постановка «Путин.doc» Виктора Тетерина. В спектакле фигурируют два сторонника Владимира Путина, выясняющих, кто из них больше любит своего президента.

Ольга СЕРЕГИНА

Опубликовано в номере «НИ» от 24 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: