Главная / Газета 23 Ноября 2006 г. 00:00 / Культура

В мире виртуального чистогана

Российские кинематографисты продолжают осваивать банковское дело

ВИКТОР МАТИЗЕН

Новый фильм Георгия Шенгелии «Флэш.ка» можно назвать «беловоротничковой» драмой с криминальным уклоном. В центре сюжета оказывается похищенная флэшка с секретной информацией, причем в интригу вовлечена супружеская пара служащих финансовой компании, чьи романтические в прошлом отношения подорваны нравами среды, в которой они работают. Соединение детективной линии с ностальгической свидетельствует о стремлении режиссера завладеть чувствами широкой аудитории. Вопрос в том, соответствуют ли этой цели использованные кинематографические средства.

В фильме Шенгелии все озадачены поисками флэшки.
В фильме Шенгелии все озадачены поисками флэшки.
shadow
Пентхаус стоимостью в миллион долларов, где живут Андрей и Виктория, однозначно указывает на то, что перед нами настолько состоятельные люди, что каждый из них мог бы всю оставшуюся жизнь безбедно прожить на ренту с накопленных денег. Но если само собой понятно, что честолюбивой Вике (Екатерина Гусева) этот вариант и в голову прийти не может, то для Андрея, который чувствует себя приложением к жене и тайком от нее строит себе дом в далекой деревне, это было бы самым простым и самым лучшим выходом. Почему он просто не выходит из игры, а пускается в смертельно опасную и безумную авантюру, так и останется неясным. Сам он ссылается на «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», но в характере персонажа, которого играет Илья Шакунов, нет ничего бунтарского и ничего такого, что могло бы психологически оправдать столь невменяемые поступки, как похищение вместе с флэшкой системного администратора фирмы и попытка скрыться вместе с ним в упомянутом деревенском доме. Также необъяснимо по-дурацки ведет себя и Виктория, которая, зная, что ее муж в любой момент может вернуться с работы, принимает дома любовника и тайного партнера, чем подвергает неоправданному риску ей же самой задуманную аферу.

Приходится заключить, что причина столь странного поведения персонажей находится не в них самих, а в создателях картины, которые то ли не могут найти достаточно убедительной мотивировки их действий, то ли просто не придают ей никакого значения в надежде на безграничную доверчивость зрителей. В этом убеждает и центральный сюжет с флэшкой, который разваливается, чуть копни, поскольку авторы воспринимают ее не как вещь и не как носитель совершенно определенной информации, а как некий волнующий воображение символ денег и могущества. «В ней лежат 320 миллионов», – говорит системный администратор герою, но на самом деле эта реплика адресована той непросвещенной части публики, которая не понимает, что украсть эти виртуальные миллионы немногим проще, чем без флэшки, равно как и причинить жене и фирме неприятности другого рода.

Оставим, однако, в стороне несообразности характеров и сюжета и обратим внимание на то, чем и как пытаются авторы захватить зрителя. Суперсовременных апартаментов и символической флэшки для этого мало. «Гонка преследования» не увлекает, поскольку главный преследуемый ведет себя неадекватно. Можно было бы посочувствовать героям, но кому здесь сочувствовать? Герой, как его ни оправдывай, слабосилен, слабоумен, порой жесток и к тому же нечист на руку, пусть он даже украл флэшку у других ворюг. Его жена – холодная стерва и предательница, причем не только в личных, но и в деловых отношениях. Симпатию вызывает разве что сисадмин Котик, сыгранный обаятельным Евгением Стычкиным, но лишь до тех пор, пока не обнаруживается, что и он гадок.

Деловой мир, в котором вращаются персонажи, представлен стандартно и банально – как мир «бездушного чистогана», в котором усыхают человеческие отношения. Этому миру столь же наивно и стандартно противопоставляется мир родных осин, полей и рек, где обитает бывший следователь (Андрей Ташков), но эта среда обитания настолько приглажена, что не вызывает ни доверия, ни интереса. К тому же криминальный жанр требует действия, а оно без конца тормозится пейзажными панорамами, которые в не очень удачном «Меченосце» хотя бы выражали состояние героя, а здесь просто ни к селу, ни к городу.

Обо всем этом приходится говорить с сожалением, поскольку Георгий Шенгелия – человек способный. Что, собственно, и видно – в фильме немало стильных кадров и упругих сцен, снятых с толком и расстановкой. И если бы в нем также точно были расставлены этические акценты, а сценарий был написан не только с претензиями, но и со знанием материала, могло бы выйти современное кино достойного уровня. А так получилась флэшка. Во всех смыслах многозначного слова: «флэш» – нечто мимолетное, обманчивое и показное, хотя сделанное не без внешнего блеска.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: