Главная / Газета 10 Ноября 2006 г. 00:00 / Культура

Пикассо взял фальстарт

В Нью-Йорке прошел самый дорогой из всех аукционов

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Знаменитый аукционный дом «Кристис» в минувший четверг намеревался побить все мыслимые рекорды по продажам искусства. Покупателям предложили почти сотню шедевров, каждый из которых заслуживает отдельного музея. В итоге одна победа состоялась – аукцион собрал 491 млн. долларов, самую большую выручку за всю историю арт-торгов. Однако главный рекорд сорвался – перед самым началом продаж была снята картина Пикассо, вокруг которой разгорелись судебные страсти.

«Портрет Адель Блох-Бауэр» кисти Густава Климта ушел за 88 млн. долларов.
«Портрет Адель Блох-Бауэр» кисти Густава Климта ушел за 88 млн. долларов.
shadow
Перед тем, как в зале Рокфеллер-Центра в Нью-Йорке стали выносить сначала Кандинского, потом Мондриана, затем Пикассо, Матисса, Гогена и еще десяток первостатейных мастеров, это событие назвали «торгами XXI столетия». Столь высокий титул они получили сразу по двум причинам, характерным именно для нашего времени.

Во-первых, сейчас идет настоящая арт-лихорадка – цены на старые произведения искусства растут с катастрофической быстротой (в двадцать раз быстрее банковских процентов). Шестизначные нули за импрессионистов или модернистов конца XIX века на ценниках уже никого не удивляют – лишь когда нулей становится восемь, зал еще может как-то подавить зевоту. Итак, из 86 проданных лотов на «Кристис» 56 ушло более чем за миллион долларов. Напомню, что пока самая дорогая русская картина, проданная на том же аукционе – пейзаж Айвазовского, в 2004 году еле-еле дотянула до 2 млн. и вызвала шквал аплодисментов.

Во-вторых, на рынок стали попадать картины, которые отсуживают наследники, чьи права были ущемлены фашистами (сейчас большинство европейских судов завалены делами о реституции). Именно таким образом в этом году фаворитом антикварных гонок стал Густав Климт, основатель австрийского живописного модерна. Его пять лучших картин, хранившихся в венском музее национального искусства, отсудила у Австрии американская гражданка Мария Альтман, единственная родственница семьи Блох-Бауэр, у которой до войны хранились картины художника.

На нынешний аукцион были выставлены четыре полотна (пятое, напомним, купил миллиардер Рональд Лаудер) и одно из них – «Портрет Адель Блох-Бауэр» продано за 88 млн. долларов. Ходят слухи, что покупателем выступил все тот же владелец парфюмерного синдиката Лаудер. Но слухи пока ничем не подтверждены. Зато в мировой прессе началась «антиреституционная волна». Многие критики и журналисты резонно спрашивают: зачем отсуживать у государства шедевры, чтобы потом немедленно их продавать за сотни миллионов? Получается, что наследникам глубоко наплевать на искусство – их волнуют только деньги. Впрочем, это уже из раздела риторики и к торговле шедеврами дела не имеет.

За «Человека с топором» «срубили» 40 млн.
shadow Судебное разбирательство, разгоревшееся вокруг главного экспоната – «Портрета Анхеля де Сото» Пабло Пикассо 1904 года, стало ключевым для нынешних торгов. Именно это полотно должно было перешагнуть заветный рубеж в 100 млн. долларов. Специально ради этого рекорда «Кристис» даже прокатил картину по миру, показав потенциальным клиентам. На один день Пикассо залетел и в Москву. Но все карты спутал иск немца Джулиуса Шопса, который считает, что в 1934 году его родственник продал картину фашистам по слишком низкой цене. В результате 11-часового слушания суд иск отклонил – у Шопса нет никаких прав на холст, есть лишь аргументы морального плана. Стало уже доброй традицией затевать разбирательства в самый последний момент перед выставкой или торгами – даже если не выиграешь дело, прогремишь на весь мир. Однако теперь Фонд Эндрю Ллойда Веббера (композитора, автора знаменитых бродвейских мюзиклов) намерен подать иск на обидчиков и взыскать с них компенсацию за моральный вред. При этом полотно с торгов решили снять до окончания всех разбирательств.

Но даже без сверхценного Пикассо нынешние торги превратились в пир миллионеров. Второй по дороговизне картиной оказалось раннее таитянское полотно Поля Гогена «Человек с топором», ушедшее за 40 млн. Наконец, берлинская улица с проститутками знаменитого немецкого экспрессиониста Эрнста Людвига Киргнера («Уличная сценка») была продана за 38 млн. Не подкачали и наши Кандинский с Шагалом: первый удостоился 1,3 млн. долларов, офорт второго отдан за 968 тыс. «зеленых».

На нью-йоркских торгах могла свершиться заветная российская мечта: на них была выставлена картина Амедео Модильяни, художника, написавшего маленький графический портрет Анны Ахматовой (картин Модильяни вообще нет в наших собраниях). Конечно, продававшаяся «Венера» не самого высокого качества, но тоже очень достойный раритет. В итоге она ушла к неизвестному покупателю почти за 16 млн. Кто знает, вдруг это русский олигарх?

Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: