Главная / Газета 7 Ноября 2006 г. 00:00 / Культура

Бои за души театралов

Вчера в Москве завершился IV фестиваль «Золотой витязь»

ЕВГЕНИЯ ШМЕЛЕВА

За 18 дней работы Международного театрального форума свои спектакли показали коллективы из Эстонии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Белоруссии, Украины и, конечно же, России. Соль программы должна была составить русская классика, поставленная в традициях русского психологического театра. На деле все получилось... по-разному.

Один из обладателей «Золотого витязя» – спектакль «Белые ночи».
Один из обладателей «Золотого витязя» – спектакль «Белые ночи».
shadow
В Москве проходят десятки театральных фестивалей. От престижных «Золотой маски», «Net», «Новой драмы» до конкурсов школьных театров. И каждый фестиваль за что-то и с кем-то борется, кому-то что-то доказывает, выдумывает громкие слоганы, чтобы привлечь к себе внимание прессы и зрителей. Но «Золотой витязь» всех превзошел в патетике. На пресс-конференции главный идеолог форума Николай Бурляев объявил, что фестиваль – не больше, не меньше, как «бой за душу человека».

В празднично оформленном буклете фестиваля и в речах собравшихся на пресс-конференции членов жюри (его возглавляли актрисы Зинаида Кириенко, Ада Роговцева и младший сын Бурляева – Илья) было столько высокопарных слов – «духовность», «нравственность», «патриотизм», «православие», «высокие гуманистические идеалы», что заранее насторожило. К счастью, программа форума оказалась гораздо интереснее, чем заявления организаторов. Наряду с духовными спектаклями православных театров «Глас» и «Камерная сцена» можно было увидеть самые обычные светские комедии, порой весьма фривольного содержания.

В выборе театральной формы «Золотого витязя» тоже бросало из крайности в крайность. В одних спектаклях на сцене разворачивались настоящие богослужения: с целованием икон, пением молитв, свечами, актерами, ряжеными священниками и частыми крещениями («Необойденный дом», «Лето Господне»), так что впору было устраивать дискуссии: этично ли на сцене «играть в церковь»? А были и другие постановки, с чертовщиной и безобразиями. Так, в кукольном спектакле «Ревизор» мытищинского театра «Огниво» заседание чиновников напоминало шабаш на горе Блоксберг, герои каркали и заливались сатанинским смехом, Хлестаков опорожнял желудок, а полуголые дочь и жена Городничего – в чулках и стрингах – демонстрировали неприличные части тела и даже близко не напоминали монашек. Если бы не благочестивый финал – с приходом «высшего» ревизора, молитвами и похоронами грешных кукол под досками сцены, – этот спектакль можно было бы считать чистейшей «дьяволиадой».

Разумеется, не все постановки «Золотого витязя» заслуживают мало-мальски подробного рассказа. Скажем, сербская программа – моноспектакли «Записки сумасшедшего» по Гоголю и «Мемуары протоирея Матвея Ненадовича» в исполнении 80-летнего Павле Илича – вводила в дрему даже жюри.

Победителями в этом году стали московские спектакли. Главные призы – «Золотых витязей» получили «Мертвые души» Театра им. Маяковского (номинация «Драма, большая форма»), «Белые ночи» Мастерской Петра Фоменко и моноспектакль Нины Добриковой «На переправе» (они поделили первое место в номинации «Драма, малая форма»). Детское жюри в этом году проявило неожиданную строгость: впервые в номинации «Театр для детей» «Золотой витязь» не присуждался никому.

На торжественной церемонии награждения в Театре Российской Армии самые опытные актеры форума Владимир Зельдин и Людмила Касаткина, Юрий Соломин были удостоены медалей «За выдающийся вклад в театральное искусство».

Опубликовано в номере «НИ» от 7 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: