Главная / Газета 9 Октября 2006 г. 00:00 / Культура

Сотворили любовь

Кинофестиваль в Смоленске раздал награды грузинским и молдавским лентам

ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ, Смоленск

Сразу несколько наград на смоленском фестивале стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век» получили грузинские и молдавские фильмы. Приз зрительских симпатий достался картине «Сотворение любви» Валериу Жереги (Молдавия), а победителем конкурса короткометражных фильмов стала лента «Еще ничего не стерли» грузинского режиссера Вано Бурдули. Еще несколько грузинских фильмов получили дипломы. Совпадение не случайно: результаты кинофорума были поданы именно как принципиальное несогласие кинематографистов с нынешними российско-грузинскими отношениями. Однако Гран-при отдали все-таки российской ленте «Гадкие лебеди», снятой Константином Лопушанским по одноименной повести братьев Стругацких.

В гостях у фестиваля были все флаги.
В гостях у фестиваля были все флаги.
shadow
Началось все с того, что до Смоленска не смог добраться грузинский режиссер Георгий Шенгелая. Не попала в Россию и фестивальная копия его фильма «И шел поезд» о недавнем прошлом Грузии. Фильм не стали исключать из основного конкурса, жюри согласилось смотреть его на DVD. «Подпольный» просмотр увенчался относительным успехом – картина получила диплом конкурса полнометражных фильмов. Другая грузинская лента, «Еще ничего не стерли» Вано Бурдули, объявлена лучшим короткометражном фильмом. А соотечественник Шенгелая и Бурдули Иракли Кочламазашвили получил диплом конкурса «Дебют» за фильм «Капли» (наряду с россиянином Петром Точилиным за нашумевшего «Хотт@быча»). Главный приз в этой номинации решили вообще не присуждать.

Действие полюбившегося публике молдавского фильма «Сотворение любви» проходит в середине прошлого века в маленьком еврейском местечке Зиньков на Украине, где в мире и согласии живут люди, исповедующие самые различные религии. Режиссер Валериу Жереги рассказал, что после просмотра его фильма в смоленском кинотеатре «Современник» к нему подошла пожилая женщина и молча вложила ему в руку иконку. Иконку Жереги назвал самой главной для себя наградой.

Нежелание оргкомитета фестиваля «колебаться вместе с линией партии» отчасти объясняется скандалом, который предшествовал объявлению итогов. Кинофорум проходит уже в третий раз, однако лишь в этом году наблюдалось демонстративное отсутствие на мероприятиях областных и городских руководителей. Более того, фестиваль состоялся в Смоленске не благодаря, а вопреки желанию губернатора Виктора Маслова и мэра Владислава Халецкого. По мнению руководителей, в предыдущие годы он был крайне плохо организован, а его финансирование оставалось совершенно непрозрачным, при этом на бюджет дотационной области возлагалась непосильная для него нагрузка. Словом, в этом году проводить фестиваль вообще не планировалось, однако 8 сентября в Смоленск пришло письмо от руководителя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова с просьбой оказать III кинофестивалю «Новое кино. XXI век» «максимально возможную помощь». Дирекции фестиваля удалось получить поддержку и у полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. Руководство области уступило давлению и выделило деньги из резервных фондов.

Правда, теперь судьба фестиваля в полном тумане. В день закрытия заместитель мэра Смоленска Николай Швед изложил на страницах одной из областных газет длинный перечень претензий к исполнительному органу фестиваля, предположив, что областные и городские власти больше не могут позволить себе иметь дело с его нынешней дирекцией. На фоне этого заявления церемония закрытия действительно прошла хуже утренника в самом захудалом детском саду – со всевозможными сбоями, перебранками ведущих с членами жюри и прочими неприятными моментами. В самом конце церемонии президент фестиваля Геннадий Полока, по какой-то причине принявший претензии смоленских властей на свой счет, обрушился на г-на Шведа с резкой критикой, заявив, что не вице-мэру решать судьбу фестиваля.

Впрочем, известных артистов и кинематографистов, которых раньше дирекции удавалось привозить в город, в этот раз можно было пересчитать по пальцам. Пожалуй, наибольший интерес вызвал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, отпраздновавший в Смоленске вместе с Михаилом Боярским 30-летие своего «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». Боярский ездил на лошади, фехтовал и пел «Пора-пора-порадуемся». Комментируя свое гордое одиночество, артист посетовал на «мужскую болезнь», которая якобы подкосила остальных мушкетеров – Вениамина Смехова, Игоря Старыгина и Валентина Смирнитского (при этом по всему выходило, что речь идет не о простатите, а о любви к алкоголю). Юнгвальд-Хилькевич объявил о намерении снять по заказу Первого канала продолжение знаменитого фильма, действие которого начнется со смерти мушкетеров.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 октября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: