Главная / Газета 4 Октября 2006 г. 00:00 / Культура

Круженье лиц

Столичные фотографы больше снимают обычных прохожих, чем звезд

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Пятый год подряд Московский дом фотографии проводит огромную выставку-конкурс «Серебряная камера». По трем номинациям – «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица» – выбирается лучший репортаж о столице. Так создается фотолетопись Москвы, которая, судя по нынешней экспозиции, в минувшем году не сильно обогатилась новыми кадрами.

Целая серия фотографий посвящена пассажирам в окнах.
Целая серия фотографий посвящена пассажирам в окнах.
shadow
Смотреть на себя со стороны и поучительно, и невероятно сложно. Не случайно, например, многие художники, берясь за автопортреты, не доводят их до конца, разрываясь между желанием изобразить «что внутри» и чисто внешней презентацией. То же самое происходит с фоторепортерами и их отношением к Москве: с одной стороны, они не желают быть банальными и показывать открыточные виды. С другой – уходить совсем уж в живописные абстракции им не резон – подавляющее большинство работают в газетах и журналах, где нужна ясность мысли. Так и получается, что основной жанр, представленный на «Серебряной камере», своего рода городской интерьер: детали Москвы, винтики и шестеренки, которые вращают мегаполис, увеличенные частицы многомиллионной коммуналки (лестницы, лепнина, пассажир за троллейбусным стеклом, балетная пачка за кулисами Большого).

Если брать два полюса сугубо «московского фото», на одном окажется городская панорама, снятая с высотки «Коперник». Директор Дома фотографии Ольга Свиблова отметила, что такого рода съемки не проводилось в столице с 1970-х годов, за что она особенно благодарна строителям, позволившим репортеру подняться на крышу. Не секрет, что сегодня сделать актуальный кадр в Москве трудно не только из-за «ускользающей натуры», но еще из-за излишней бдительности тех, кто эту натуру охраняет. То ли из-за спешки, то ли из-за излишних амбиций авторов панорамные виды с храмом Христа Спасителя получились размытыми и, как следствие, безликими. На другом полюсе фотоконкурса – многочисленные стены, трубы, окна, заборы, в которые упирается объектив камеры в поисках особой атмосферы родного города (прямо по припеву «я помню все твои трещинки»).

Как и следовало ожидать, самое интересное располагается где-то между: и этим «между» оказывается случайный прохожий, неожиданно попавший на мушку. Прохожий затерялся в месте, которое ему явно не принадлежит, в городе отстраненном и призрачном. Отнюдь не случайно самые поэтические образы Москвы создаются сегодня либо в темноте (на выставке как минимум пять ночных серий), либо в сильном тумане, либо в разводах мокрых стекол, либо за белой стеной снегопада. Москва давно распрощалась со статностью и монументальностью (это – не Питер), она превратилась в скопище блуждающих огней, в анонимное кружение пешеходов. Показательно при этом, как из номинации «Лица» вымываются фотографии со звездами. Если на предыдущих конкурсах художественные портреты известных актеров и просто тусовщиков занимали едва ли не треть площадей, в этом году есть только две заметные серии. Это, во-первых, монументальные портреты «Уходящее поколение», тон которым задает выразительное лицо хореографа Игоря Моисеева, отметившего свое столетие, и «Его жизнь – танец» – про того же героя. Но если говорить о художественной стороне дела – здесь вне конкуренции эффектные снимки с поэтом Олегом Жуковским.

Остается добавить, что две недели все кадры в Центральном Манеже будут оставаться анонимными. Зрительское и профессиональное жюри выберет лучшие из серий, и победители будут объявлены 16 октября. Иными словами, пока еще есть шанс самому поучаствовать в создании фотолетописи любимой столицы.

Опубликовано в номере «НИ» от 4 октября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: