Главная / Газета 20 Сентября 2006 г. 00:00 / Культура

Соло для пианино без оркестра

Новый сезон в Челябинском оперном театре начался со скандальной забастовки музыкантов

ОЛЕСЯ ГОРЮК, Челябинск, КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Сегодня в Челябинском областном суде начнутся предварительные слушания по иску администрации местного Театра оперы и балета к своему оркестру. В минувшее воскресенье музыканты сорвали начало сезона, отказавшись выходить на премьеру. Причина – низкое жалованье. В результате театр, отмечавший полувековой юбилей и обещавший удивить публику «Князем Игорем» Александра Бородина, с которого началась его история, открыл сезон не симфоническим оркестром, а... соло на старом пианино.

Челябинские музыканты отложили инструменты и отправились в суд.
Челябинские музыканты отложили инструменты и отправились в суд.
shadow
Первым известием о надвигающемся скандале стало открытое письмо музыкантов оркестра Театра оперы и балета губернатору Челябинской области Петру Сумину, опубликованное в газете «Челябинский рабочий» 12 августа: «На фоне внешне яркой, насыщенной театральной жизни внутри руководство театра абсолютно не заботится о том, в каких условиях работают люди. Музыкантов вызывают на работу практически в два раза больше, чем это допустимо в Европе. Они не имеют возможности полноценно отдохнуть и позаниматься на инструментах, что необходимо для поддержания формы и профессионального уровня», – жаловались подписанты. Главной же причиной, по которой внутренний конфликт выплеснулся в СМИ, стал губернаторский грант в размере 13 млн. рублей, ежегодно выделяемый театру в течение последних трех лет. Никому в оркестре не было ясно, на что расходуется такая значительная сумма и по какому принципу она распределяется между сотрудниками.

Письмо получило большой резонанс, но накануне премьеры о нем как-то подзабыли. Художественный руководитель театра Денис Северинов на пресс-конференции, посвященной открытию сезона, уверил журналистов, что ситуация находится под контролем и ни у кого из музыкантов не поднимется рука сорвать премьеру. К «Князю Игорю» в оперном театре относились с особым трепетом. 50 лет назад именно этим спектаклем открывался первый сезон в Челябинской опере.

За день до премьеры генеральная репетиция прошла с участием оркестра. Но поскольку требования музыкантов так и не были удовлетворены, оркестр отказался отменить объявленную забастовку. Вместо положенного по плану худсовета шли переговоры инициативной группы с Денисом Севериновым. «Что нужно сделать, чтобы вы играли в день премьеры?» – спросил он. «Выполнить наши забастовочные требования», – ответила инициативная группа. На этом разговор был закончен. В воскресенье, день премьеры, Северинов вышел к зрителям, объявил, что спектакль будет проходить без оркестра, и предложил либо сдать билеты в кассу, либо прийти на «Князя Игоря» 2 ноября.

Музыканты сели в оркестровую яму, но их инструменты не издали ни звука. Дирижер Сергей Ферулев взмахнул палочкой, и раздались звуки старенького пианино (рояль в оркестровую яму не поместился). Вся опера прошла под аккомпанемент концертмейстеров Вячеслава Зуева и Надежды Саклаковой. Под звуки фортепиано пели вокалисты и танцевали «Половецкие пляски» артисты балета. В театре вспоминают единственный похожий случай в «Ла Скала», когда дирижер Рикардо Мути, не найдя взаимопонимания с оркестром, сел за рояль и сыграл «Травиату». На следующий день в Челябинске мрачно шутили: «Мы стали вторыми после «Ла Скала». «Одно дело Верди – и совсем другое Бородин, – считает концертмейстер Вячеслав Зуев, совершивший воскресным вечером профессиональный подвиг. – У Бородина очень много оркестровых красок, которые не может передать фортепиано.

«Готовясь к премьере, весь театр работал на износ. Монтировщики декораций падали от усталости. Я не мог все это растоптать ради нескольких человек, которых не устраивает зарплата», – отвечает Денис Северинов на вопрос, почему спектакль не был отменен.

Билеты сдали всего десять зрителей. В конце спектакля люди аплодировали стоя. Хлопали не от полученного эстетического удовольствия, а от ощущения, что присутствуют при уникальном событии. Артисты, не задействованные в спектакле и наблюдавшие за происходящим из зрительного зала, говорят, что без оркестра все было очень убого.

Пикантность ситуации придает тот факт, что на сентябрь (помимо оскандалившегося «Князя Игоря») в репертуаре заявлено еще две премьеры – «Ромео и Джульетта» и концерт-действо, посвященное 50-летнему юбилею театра. Уже известно, что балет Прокофьева скорее всего пройдет под фонограмму. Уже подготовлена запись оркестра под управлением Герберта фон Караяна. Что будет с юбилейным концертом – пока никто не знает. О том, чтобы выполнить требования забастовщиков, речи не идет. Руководство театра подало в суд на музыкантов оркестра, и первое слушание состоится сегодня. Вся надежда худрука на то, что забастовку признают незаконной и оркестр будет вынужден ее прекратить.

Обстановка внутри коллектива накаляется с каждым днем. С письмом к Петру Сумину уже обратился балет. В нем говорится, что, «несмотря на успешные, постоянно возрастающие «бумажные» показатели, доходы артистов кордебалета снизились по сравнению с 2003 годом с 5–7,5 тысячи до 4–5 тысяч». Вчера забастовка оркестра была приостановлена, однако г-н Северинов заявляет, что теперь разговор с музыкантами состоится только после решения суда.

Большей частью то, что происходит в челябинской опере, отражает ситуацию, сложившуюся в самых разных музыкальных коллективах страны. «Новые Известия» уже рассказывали об истории в Саратовском театре оперы и балета. В июне саратовские чиновники вдвое увеличили зарплату музыкантам оркестра местной филармонии, а их коллегам из театра – только на 50%. «Театральный» оркестр пригрозил забастовкой. Однако в этой истории худрук театра и главный дирижер Юрий Кочнев поддержал своих подопечных, а поскольку вопрос с областным министерством культуры решить не удалось, сложил с себя полномочия.


Министр культуры Челябинской области Владимир МАКАРОВ:
– Требованиями о сокращении творческой нагрузки музыканты хотят вернуть оркестр на уровень пятилетней давности, когда в год выпускалось по две премьеры. Они требуют вдвое увеличить зарплату, не понимая, что невозможно прыгнуть выше тарифной сетки, определенной государством. Постановление об увеличении гранта будет подготовлено губернатором в отношении всех челябинских театров, и оно никак не будет связано с разразившимся скандалом.

Член инициативной группы оркестра гобоистка Милена ФЕОКТИСТОВА:
– Своим поступком мы доказали серьезность наших намерений. Проблемы поднимаются нами в течение последних двух лет, все требования были предъявлены руководству еще 26 мая.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 сентября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: