Главная / Газета 30 Августа 2006 г. 00:00 / Культура

Цветы упадка

В Пушкинском музее расписали московские особняки эпохи модерна

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Выставка Кати Голицыной «Природа линий» продолжила серию архитектурных экспозиций в Музее имени Пушкина (здесь уже показывали листы авангардиста Якова Чернихова и современное творчество сэра Норманна Фостера). Московская удожница представляет свою «фотографику» – снимки, поверх которых нанесен графический рисунок. В качестве фотообъектов выбраны столичные особняки начала ХХ века, которые, к слову сказать, хороши и без графической обработки.

«Метрополь» в фотографиях Кати Голицыной превратился в загадочный замок.
«Метрополь» в фотографиях Кати Голицыной превратился в загадочный замок.
shadow
Проект, развернувшийся в небольшом зале ГМИИ по соседству с Греческим двориком, объединяет сразу несколько жанров в подаче архитектуры. С одной стороны, это чисто альбомное зрелище – собраны изысканные детали модерновых особняков: у одного взята гнутая решетка ограды, у другого – плавная линия парадного входа, у третьего – женская маска над окном, у четвертого – башенки на крыше. Прилагается даже небольшой ликбез о модерне Серебряного века в виде слайд-фильма. С другой стороны, выставка с претензией на авторский подход – каждая из фотографий расписана вручную и производит впечатление черно-белого академического рисунка для вступительного экзамена (питерские студенты, например, постоянно «набивают руку» на колоннах, портиках и прочих архитектурных сюжетах).

К каменно-железным узорам добавлено еще несколько снимков цветов и веточек с листьями – в этом случае Катя Голицына не открывает художественной тайны: «Вот вам цветочки-травинки в реальности, а вот они в декоре зданий ХХ века». Ни для кого не секрет, что именитые зодчие модерна использовали растительные мотивы. Федор Шехтель, например, превратил особняк Рябушинского (ныне Музей Горького) в один большой садовый букет с фиалками на наличниках и стрекозами на потолках. Весь этот материал невероятно картинный, эффектный и, конечно, эксплуатировался не одним поколением фотографов. Куда как радикальней, допустим, было бы увидеть в купеческом и мещанском декадансе особняков поступь железного века и предвестие конструктивизма. Но потомственная аристократка желает видеть прекрасную сказку о прекрасной эпохе для красивых коллекционеров.

Архитектурная выставка о старой Москве почти всегда обречена на успех. Не в последнюю очередь из-за нашей строительной катастрофы – никогда не знаешь, какой особняк исчезнет завтра и от него останется один фотопшик. Катя Голицына дальновидно выбрала не только знаменитые и неприкасаемые здания – вроде «Метрополя», особняка Рябушинского или дома Исакова на Пречистенке, но и те, над которыми вполне способен нависнуть ковш экскаватора. Среди малоизвестных – сдержанный дом Тарховой в Подсосенском переулке, красоту которого можно оценить, лишь внимательно вглядываясь в детали, или дом Чижиковой на Садовой-Кудринской, который со всех сторон обступили новостройки. Впрочем, у выставки нет краеведческого пафоса – Екатерина ни за что не борется, не изучает, не оценивает и не спорит. Она просто один из восхищенных зрителей модерна. Позиция, без сомнения, выгодная и красивая. Но, кажется, для современного художника недостаточная.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: