Главная / Газета 25 Августа 2006 г. 00:00 / Культура

Горящие шедевры

В разгар лесных пожаров «Новые Известия» составили рейтинг самых «огненных» картин

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Огонь – самая сложная и самая редкая стихия в живописи. С водой и воздухом у нас все в порядке: маринист Айвазовский залил весь огненный жар своим «Девятым валом». А вот огня явно не хватает. Художники предпочитали понапрасну не «будить лиха». Поэтому пожары возникали в русском искусстве лишь в двух моментах: либо в батальных сценах (и здесь, кстати, тот же Айвазовский преуспел в изображении горящих судов), либо во всякого рода мистических и апокалиптических видениях.

shadow
Удивительно, что такую актуальную нынче тему, как лесные пожары, российские живописцы не считали привлекательной. Например, «певец русского бора» Иван Шишкин никогда не изображал огонь, хотя, по трагической иронии, именно лесной пожар спалил усадьбу его деда. Так или иначе, для того, чтобы составить рейтинг «пожарных картин», нам пришлось прибегнуть к разным мотивам и сюжетам – и уже из них сложить образ испепеляющей стихии на холстах.

1. «Последний день Помпеи» (Карл Брюллов. 1828 год). Без всякого сомнения, это самое знаменитое творение, где красный цвет занимает 90% холста. Всполохи пламени от лавы Везувия, землетрясение и тучи пепла – такой огненной феерии почтенная петербургская публика до того момента не видела. Картина по прибытии в Россию в начале 1830-х немедленно стала художественным «блокбастером». После Брюллова любую огненную катастрофу, написанную маслом, сравнивали с «Помпеями».

shadow 2. «Пожар Замоскворечья» (Василий Верещагин. 1887 год). Наполеоновские пожары в Москве писали часто и с большим вдохновением. Так, мастер батальных сцен Верещагин превратил все Замоскворечье в огромный огненный котел. Он следовал точно за свидетельствами современников. Очевидцы утверждали: пламя было так велико, что от него плавились стекла в домах на другом берегу Москвы-реки.

shadow 3. Икона «Илья Пророк». Самое древнее изображение небесного огня – сюжет из Библии о вознесении пророка Илии на небо в огненной колеснице (не случайно в народной традиции этот пророк прочно ассоциировался с громом-молнией и получил прозвище Громовержец). К слову, Илия считался защитником от пожаров, однако это не спасало московскую улицу Ильинку от постоянного выгорания.





shadow 4. «Горят, горят пожары» (Константин Васильев. 1970 год). Советский мастер фэнтези, продолжатель дела Рериха в мистическом преломлении русской природы, Константин Васильев изобразил лесной пожар как третью главную стихию. Первая – земная твердь (горы), вторая – воздух (птицы).

shadow 5. «Перед грозой» (Федор Васильев. 1870 год). Одна из самых тревожных картин в истории русской живописи. Огня пока нет, но молния того и гляди ударит по раскидистому дереву. Любимый сюжет Васильева – ожидание природного катаклизма. По мнению биографов, художник предчувствовал свою раннюю смерть (он скончался от туберкулеза в 23 года) и выплескивал свои страхи на полотна.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: