Главная / Газета 22 Августа 2006 г. 00:00 / Культура

Актеры в розницу

Вчера в Москве открылась ежегодная Театральная биржа

ОЛЬГА ЕГОШИНА

В течение пяти дней в Союз театральных деятелей РФ будут приходить актеры, режиссеры, помрежи, завпосты, гримеры, художники, осветители со всей России. 50 театров будут пополнять свой штат, и свыше 200 театральных работников попробуют найти свое место в искусстве.

Безработные артисты готовы выходить на сцену почти даром.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Безработные артисты готовы выходить на сцену почти даром.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Театральная биржа в России – учреждение со старыми традициями. Ежегодно антрепренеры со всей России съезжались в Москву, чтобы лично пообщаться с многочисленными желающими пополнить или сформировать свои труппы. Актеры специально к «биржевым дням» надевали респектабельные туалеты, брали на прокат часы и цепочки и, придав себе преуспевающий вид, отправлялись «торговать лицом». Заодно приезжающие на биржу провинциальные таланты обегали московские театры. Столичные театры (Москва и Питер) на бирже отоваривались редко.

В советское время биржа была для людей театральных профессий практически главным способом трудоустроиться самостоятельно. Театры в ту, советскую эпоху имели фиксированные зарплаты, «квартирный вопрос» был не простым, но, сдав квартиру в Вологде, ты мог получить равноценную в Керчи. Какой-нибудь рядовой очередной режиссер с помощью биржи мог найти новый театр и шанс не раз и не два. Приезжавшие со всей России директора и главрежи занимали свои «нагретые места», и к их столам подсаживались претенденты с портфолио на руках.

Последние лет десять биржа, по словам ее старожилов, сильно захудала. Во-первых, сам приезд в Москву – удовольствие достаточно дорогое для безработных. В этом году СТД предоставил приезжающим общежитие с вполне приемлемыми для Москвы ценами – 400 рублей в сутки. А вот цены на билеты, понятно, для приезжающих на биржу никто не снижал. Для многих актеров и режиссеров рассылка писем и связь по Интернету становится гораздо более удобным способом трудоустройства, чем личный приезд на биржу. Тем более что, по словам одного из участников, немолодого режиссера, «сюда приехал от безысходности и ничего не жду от поездки. У меня подряд сорвалось несколько договоров с театрами по одной причине – отсутствие денег. Причем суммы уже предлагают смешные. За серьезный спектакль с двухмесячными репетициями – всего 1 тыс. долларов. Но и этих денег нет».

Если у театра есть деньги на очередного режиссера (а таких театров по России весьма немного), то они не будут тратить время и деньги, мотаясь в Москву на поиски, а ограничатся телефоном. Если же денег нет, то, сами понимаете: ищи не ищи золотую рыбку... Выбирая пополнение для актерской труппы, театры опять же отдают предпочтение выпускникам своего вуза или актерам, уже проживающим в этом городе. Поскольку квартирный вопрос сейчас стал для театров практически неподъемен. И тем, кто по полвека проработал, не могут выбить квартиру, что уж говорить о приглашенных со стороны...

По сведениям председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина, открывавшего в этом году биржу: «Реальная численность творческого персонала не соответствует потребностям. В настоящее время объем банка артистических кадров страны должен составлять почти 48 тысяч человек, а фактическое количество актеров – около 25 тысяч, что едва дотягивает до половины требуемого числа. При этом среди этих 25 тысяч много безработных».

При этом, если раньше театральные вузы были обязаны трудоустроить своих выпускников, то теперь трудоустройство – дело самого выпускника. То есть из ежегодно выпускаемых сотен выпускников десятки сразу пополняют армию безработных. Как же складываются ножницы, при которых спрос вроде превышает предложение, но при этом «предлагающимся» еще и надо помогать от безработицы?

Проблема в том, что количество требуемых театральных работников гораздо больше, чем количество работников, которых государство может оплачивать.

Во многих театрах страны зарплата актеров не превышает 3–4 тысяч рублей. Понятно, что удержать актера на этой зарплате довольно сложно. Один из участников биржи рассказал, что в его драматическом театре им. Островского на 14 актрис в труппе приходится всего 6 актеров (мужчине сложнее смириться с низкой заработной платой). И предложил повысить зарплату актерам-мужчинам в два раза.

Если обратиться к статистике, то выясняется, что по мировому опыту только 10–15% людей, ищущих работу, обращаются в государственные структуры. В сфере искусства эти цифры еще ниже. Творческие люди предпочитают устраиваться «по знакомству», по рекомендации коллег, воспользовавшись той или иной оказией. Как признался сам Александр Калягин, «в свой театр он с биржи никого не брал, хотя рекомендации были».

Как озвучил представитель Всероссийского центра занятости, «за время работы, с 1992 года, было трудоустроено по театрам 1500 человек» (то есть примерно по 100 человек в год). Цифры, прямо скажем, невелики. Но если учреждение помогло хотя бы одному человеку, его уже не назовешь бесполезным.

Биржа будет продолжать работать пять дней. Самое интересное, как обычно, будет происходить в кулуарах, где актеры будут «показываться» на те или иные вакансии, режиссеры шуршать своими портфолио. Организаторы обещают бесплатно раздать сборник с указаниями свободных рабочих мест. А также на местах будет работать служба психологической помощи, чтобы оказывать содействие всем вконец отчаявшимся.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: