Главная / Газета 14 Августа 2006 г. 00:00 / Культура

Уроки раздвоения личности

Финский художник учит фотографов ненавидеть самих себя

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В Центре современного искусства «М’АРС» открылась выставка с названием «Сам против себя». Этот проект, который побывал в Хельсинки и Петербурге, вырос из мастер-классов финского художника Тему Мяки. Каждый из фотографов, последователей Мяки, вживается в роль своего кумира и своего врага.

Финский художник Тему Мяки: в центре, какой он есть; справа, каким он хочет быть; слева, кого он в себе ненавидит.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Финский художник Тему Мяки: в центре, какой он есть; справа, каким он хочет быть; слева, кого он в себе ненавидит.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
По убеждению Тему Мяки, прославившегося на родине жесткими, почти порнографическими арт-снимками, чтобы стать настоящим фотохудожником, сначала самому нужно превратиться в фотографию. Сумей раскрыть в фотокартине свою сущность, а уже потом переходи к описанию внешнего мира. Поэтому, когда три года назад музей современного искусства в Хельсинки пригласил Тему провести несколько мастер-классов для молодых художников, он затеял странную травестийную игру. Каждый должен был сделать некий триптих: в центре – автопортрет в том виде, в каком вы себя обычно и воспринимаете. На двух других снимках художник представляет себя то в виде героя или идола, каким бы ему хотелось стать, то в виде своего врага или персонажа, внушающего антипатию.

Мяки первым продемонстрировал, что должно примерно получиться. На первом снимке он наряжен восточной танцовщицей. Судя по всему, именно этот притягательный образ является для горячего финского парня почти недостижимым. В центре – тот самый Тему Мяки, который, видимо, каждое утро отражается в зеркале в ванной – понурый и недовольный. Наконец, последнее фото – художник в виде американского кандидата в президенты на фоне звездно-полосатых флагов произносит патетическую речь. Все симпатии и антипатии как на ладони.

Специально для всех участников эксперимента были созданы павильоны для съемок и даже наняты модельеры с визажистами. Нельзя сказать, что все фотографы проявили какую-то невероятную оригинальность, но в остроумии им не отказать. Большинство положительных и отрицательных образов вполне предсказуемы. Мужчины идеализируют женщин (оттого немало одеваются в женские платья), а девушки – матерей. Впрочем, художница Сату Маннинен в качестве «идола» выбрала знаменитую Джоконду, а в качестве своего врага… Иисуса Христа на распятии. Развеселый парень Георгий Людевиг свое положительное начало изобразил как расслабленного хиппи, отрицательное – мясник. И так далее по списку всех ассоциаций от Мэрилин Монро до Сталина.

Травестия давно и прочно занимает важное место на арт-сцене. Наш художник Владислав Мамышев-Монро прекрасно обкатал этот ход с переодеванием в героев и врагов. Интересно, однако, что Мяки решил сделать его обучающим, тренинговым – в этом пафос выставки. Если же уходить вглубь истории с раздвоением личности, то первое, что приходит на ум критиков – традиция русской литературы, где описываются «черные» двойники. Взять хотя бы Федора Михайловича Достоевского с его бесами, от которых никак не избавиться, ведь они – часть тебя. Удивительно, что «враги» визуально выходят куда как лучше «друзей». Почему-то художники иронизируют над собой в положительном виде, но со всей страстью отдаются черным сторонам. Тут же напрашивается вопрос: не слишком ли бережно мы лелеем внутреннего врага, который постепенно, шаг за шагом, превращается в самого любезного друга?

Опубликовано в номере «НИ» от 14 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: