Главная / Газета 10 Августа 2006 г. 00:00 / Культура

Мариинка остается без сцены

Стройка века может превратиться в долгострой

МАРИЯ СЕЛЕЗНЕВА, Санкт-Петербург

Мариинский театр опять в числе главных ньюсмейкеров. Тема все та же – строительство второй сцены царского театра. Закрытое совещание по этому поводу в понедельник состоялось в Министерстве экономического развития и торговли. По некоторым данным, художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев высказался за нецелесообразность продолжения договорных отношений с архитектором Домиником Перро.

Площадку расчистили, но к стройке не приступили.<br>Фото: PHOTOXPRESS
Площадку расчистили, но к стройке не приступили.
Фото: PHOTOXPRESS
shadow
Если маэстро Гергиев действительно заявил о своем недовольстве автором проекта второй сцены г-ном Перро, то это скандал. Однако ни в театре, ни в Северо-западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД), курирующей строительство, эту информацию не подтверждают, но и не опровергают. Судя по просочившимся в прессу данным, Гергиев на самом деле недоволен работой Перро и даже предложил отстранить его от строительства. «В воздухе витают мысли относительно выхода Перро из проекта», – заявил журналистам заместитель начальника Главгосэкспертизы Юрий Мельников.

Правда, реализовывать пока нечего. На том месте, где к 2008 году должен вырасти стеклянный золотой купол второй сцены одного из главных театров страны, ведутся работы по замене и переносу старых коммуникаций. Никаким новым строительством и не пахнет. Оно и понятно, строить просто нечего – проект до сих пор не согласован.

Петербуржцам с самого начала не понравилась идея превращения Литовского квартала в ультрасовременный стеклянный комплекс. Многие представители архитектурной среды недоумевали, почему проектирование Мариинки доверили французскому дизайнеру Доминику Перро. Из всех участвовавших в проектном конкурсе только Перро не успел вовремя зарегистрировать свое бюро и подать документы. Специально для него тендер продлили. При этом план Перро нельзя отнести к числу бюджетных. Только стоимость работ по проекту оценивается в 220 млн. евро. За идею автор должен получить 642,4 млн. рублей (около 18 млн. евро). Авторский надзор Перро обойдется российской казне в 73 млн. рублей (2 млн. евро). По самым скромным французским подсчетам, новая Мариинка будет стоить 240 млн. евро.

Еще в апреле прошлого года специалисты Главгосэкспертизы (ГГЭ) пришли к выводу, что расчеты автора проекта неверны и выбранная территория мала для комплекса Доминика Перро. Но это не помешало началу работ по расчистке стройплощадки. Уже снесен памятник советского классицизма ДК «Первая пятилетка» и еще нескольких зданий – Перро забыл разработать автомобильную парковку и пути объезда театрального комплекса. Стоимость этих работ в 240-миллионную смету не включена. Нет расчетов и по устройству пожарной безопасности зданий, на которую французский дизайнер также решил не обращать внимания.

В ГГЭ пока отказываются рассматривать документы генпроектировщика «Архитектурной мастерской Доминика Перро», объясняя, что в пакете отсутствует ряд необходимых документов, в частности «Смета строительства» и «Генеральный план». Срок представления нового варианта сцены и купола 30 сентября.

Как рассказала нам Оксана Токранова, пресс-атташе Мариинского театра, уже с января 2007 года на реконструкцию закроется и нынешняя сцена. Спектакли будут играться на других площадках. Предполагается, что реставрация Мариинки займет 18 месяцев. Очень важно сдать два объекта одновременно – в 2008 году. Но, судя по всему, этого не произойдет.

В самом театре по этому поводу не особенно расстраиваются. «Не стоит думать, что реконструкция внесет серьезные изменения в творческие планы коллектива, – говорит г-жа Токранова, – ведь Мариинский театр это не здание, это в первую очередь труппа, актеры, музыканты, режиссеры, рабочие. Кроме того, с 1860 года, когда открылся театр, он пережил не одну реконструкцию – и в 70-х годах XIX века, и в начале XX. Ремонтировалась Мариинка и во время Отечественной войны, после того как бомба значительно повредила здание театра. Закрывался театр и в 70-х годах.

То, что вторая сцена нужна Мариинке, сомнений не вызывает. Но вот зачем надо было проектировать для сложного питерского климата и почвы стеклянный авангардный купол и с невиданным упорством продвигать этот проект на всех уровнях – вопрос, который теперь занимает умы в обеих столицах. Практика показала, что даже расчеты проекта архитекторам, среди которых, кстати, нет инженеров, даются с трудом. Не превратится ли золотая стеклянная сфера во второй Трансвааль-парк, с уверенностью не может сказать никто.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: